Огненные тропы Марии

Памяти Марии Демидовны Шалай, ветерана Великой Отечественной войны, Заслуженного учителя БССР.
Первые шаги маленькая Марийка сделала на Кличевской земле, в деревне Стоялово. Рядом
семья: мама, папа, братья и сёстры. Деревенское детство со всеми его деревенскими проявлениями: работа на земле, которая перемежалась с беззаботными деньками, кислые яблоки и сливы, дорога в школу, через канавы и по пояс в сугробах, тяжёлая дорога, но только не для детей! По такой дорожке можно и вприпрыжку, если ты ещё совсем юн!
Марийка училась, взрослела, стала уже Марией – 18-летней девушкой. Далеко идущие планы, мечты, которым не суждено было сбыться.
22 июня 1941 года Мария с младшей сестрой отправилась в райцентр за покупками к школе. На городской площади из рупора донеслась страшная весть: началась война. Война, которая оставит незаживающие раны на телах и в душах людей. Война – вырванное из груди сердце, боль. Началась хроника страшных дней, поток ужасающих событий…
Парней забирают на войну: проводы уже не те, что раньше. Не играет гармонь, нет улыбок. Молчаливый поток юношей… для многих из них это путь в один конец.
Война не щадит никого, убивает, калечит, сводит с ума людей. Отравляет своим смрадным дыханием жизни сотен тысяч людей на многие поколения вперёд. Выбирает болевые точки, попадает прямо в них, не промахивается.
Мария дважды хотела умереть, но у судьбы были свои планы.
Ушла в партизаны, унеся с собой боль и праведную ненависть к захватчикам. Участвовала в боевых операциях, спасала боевых товарищей. Первый раз шальная мысль о смерти пронеслась, когда девушка получила ранение. Показалось, что ног нет, будто их отбросило… Повернулась даже посмотреть.
Второй раз – когда на её глазах расстреляли папу. Он как будто присел от усталости, но пятна крови, которые расплывались по одежде… Не подойти, не спасти, не прикоснуться: немцы не дают приблизиться. Крик отчаяния: «Застрелите и меня!»… Не застрелили. Оставили жить с этой болью, оставили идти по огненной тропе, но уже без отца.
О боевом прошлом Марии Демидовны напоминают Орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, медали «Партизану Отечественной войны» 1-й и 2-й степени и неутихающая боль.
После войны она училась в партшколе, на комсомольском отделении. Год после этого работала в обкоме комсомола в Бобруйске. Затем вышла замуж, год жила в Житковичах, работала секретарём в сельхозотделе. А потом – на Родину. Никуда не хотела. Даже на Кубань не захотела, побыла там 2 месяца и уехала. «Там и небо совсем другое», – вспоминала она.
Приехала домой… В Стояльской 8-милетней школе Мария Демидовна проработала год в начальных классах, позже преподавала историю. А затем и немецкий. Боялась, что не вытянет, но вытянула!
31 год в школе проработала.
Во время одной из наших встреч Мария Демидовна вспоминала:
«Любить детей – самое лучшее. А дети были и хорошие, и сорвиголова. Но всё равно были хорошими. Были и приезжие. До сих пор помню любимого ученика. Он хороший, но он сейчас не здесь. Земсков Юра. Такой хороший ученик! В первый класс пришёл, бабушкину пенсию забрал и разделил по-честному между одноклассниками. Юре передаю большой привет! Вы его упомяните! Юра любил вопросы задавать, а потом мне оценку ставил за ответы».
Мария Демидовна обзавелась внуками, правнуками. Уже на пенсии охотно общалась со школьниками, рассказывала о войне, о ценности Родины и жизни, хотя говорить о войне – это снова смотреть смерти в лицо. Несла память о боевых товарищах, идя уже несмелой поступью «золотого» возраста.
1 февраля 2023 года Марию Демидовну проводили в последний путь. Она унесла с собой свою боль, слёзы, отчаяние, но оставила нам память, память о женщине, чей жизненный путь пересёкся с огненными тропами той войны. О ней, доброжелательной и искренней, любящей детей, приветливой и отзывчивой.
И нас когда-нибудь не станет, но память обязательно останется. Пока живёт память – живы и мы, в том и кроется несокрушимая правда.
Текст: Елена МАЧЕКИНА.