Кто такой современный учитель?

Кто такой современный учитель?

Ответ на этот вопрос кажется очевидным, это тот, кто передаёт знания детям, преподаёт свой предмет. Однако всё не так просто. Учитель – это человек, который встречает нас совсем маленькими детьми, а к концу одиннадцатого класса отправляет во взрослую жизнь. Для многих наставник становится старшим другом. Накануне Дня учителя, пообщались с учителем математики СШ №1 г. Кличева Аллой ШАКОЛО. На примере собственного опыта, она рассказала как в наше время строятся взаимоотношения между «вторыми родителями» и учениками.

Человек науки в педагогике.
– По правде говоря, изначально не планировала связывать жизнь с педагогикой. После университета моя основная специальность была математик, научный сотрудник. А профессия преподавателя шла как дополнительная. Однако, в связи с семейными обстоятельствами, приходилось много переезжать, и не везде моя основная специальность была востребована. Зато учителя нужны всегда и везде, так я и попала в кличевскую СШ № 1. Здесь реализовала себя не только в преподавании, но и в подготовке ребят к олимпиадам различного уровня. Так у меня появилась возможность работать с детьми, которые также как и я заинтересованы в предмете. Возможно, бываю слишком строга к ученикам, однако моя позиция такова, что я не могу поставить высокую оценку за «красивые глаза». С моей точки зрения, оценка – отражение знаний, и именно их я отмечаю в первую очередь.

Правда ли, что новые поколения учеников менее старательны, чем предыдущие?
– Полагаю, что нет. Правильнее будет сказать, что у ребят меняются приоритеты и интересы. Ещё несколько лет назад математическое направление было модным, если можно так выразиться, ребята стремились проявить себя на этом поприще. Например, от нашей школы на олимпиаду отправлялись 13 учеников и все они проходили на областной этап. Сейчас же тенденция иная, математиков становится всё меньше. Одни уходят в творчество, другие в гуманитарные науки или в медицину. Плюс немаловажную роль в этой системе играют родители. Новое поколение родителей иначе воспринимает дополнительные занятия. Снова же пример из личного опыта: раньше нашим основным днём дополнительных занятий была суббота, ребята приходили, и работа шла. Сейчас же нередко слышу от родителей тезис в духе: «Зачем я буду будить его в субботу, пусть поспит». Конечно, сон — это важно, но и учёба для них должна быть не на последнем месте, особенно для выпускных классов. Сюда же можно добавить современные гаджеты. Конечно, они благо и сильно упрощают жизнь, но и создают ряд проблем. Меняется формат восприятия информации, благодаря соцсетям, школьники привыкают воспринимать информацию в очень сжатом формате, без углубления в тему. Им крайне сложно сфокусироваться на большом объёме данных, ещё сложнее их воспринять и вынести из них что-то полезное для себя. Полагаю, мы ещё не до конца осознали масштаб проблемы. Ведь это сейчас они в школе, сталкиваются лишь с базовыми знаниями, а что будет в ВУЗах или на работе? Что с этим делать? Честно говоря, не знаю, как отвлечь учеников от телефонов. Это вряд ли получится. Пожалуй, только посоветовала бы совмещать форматы. То есть, не только маленькие посты или короткие видео формата Tik-Tok, но и что-то более основательное смотреть. Например, читать развёрнутые статьи, или смотреть полноформатные видео на Youtube. Это поможет не отвыкнуть от больших объёмов информации.

Есть ли между учителями и учениками конфликт в духе «отцов и детей»?
– Конфликта нет, есть скорее непонимание друг друга. Дело в том, что общество сейчас меняется как никогда динамично. И естественно, что и мировосприятие учеников столь же стремительно меняется. Само собой, что здесь возникает недопонимание. Им некоторые взгляды учителей кажутся устаревшими, а некоторым педагогам видение ребят кажется глупостью. Однако я с такой позицией не согласна. Нынешние дети просто отличаются от тех, которых мы учили, условно, десять лет назад. Но это не значит, что с ними что-то не так, просто учителям порой стоит быть терпимее. Вот некоторые говорят, что раньше ученики педагогов уважали, а сейчас не то. Так ведь нынешние дети тоже уважают, просто само проявление этого уважения у них совсем другое, не такое к которому мы привыкли. И вот когда начинаешь понимать эту разницу, работать с детьми становится гораздо проще. Со многими своими выпускниками по сей день поддерживаем общение, они сами звонят и делятся историями из своей жизни. А ведь это именно потому, что в своё время у меня получилось их понять, принять то, что они далеко не такие, какими были мы в их возрасте, и даже не такие, какими были их предшественники несколько лет назад, ведь мир сейчас очень динамичен, как и они.

Текст: Егор ГРИЩЕНКО.

Последние новости

МЧС информирует

Будни спасателей

28 января 2025
Читать новость
В комитете государственного контроля Могилёвской области

Нечестный маркетинг

28 января 2025
Читать новость
Земляки

Наш Герой

28 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Мы выбрали своего лидера!

28 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

Главная ценность государства и семьи – дети!

26 января 2025
Читать новость
Выборы 2025

В день выборов свои мнением делится Владимир Косенков, директор Кличевского лесхоза:

26 января 2025
Читать новость