Зумеры против системы: как меняются традиции трудовых отношений

Зумеры против системы: как меняются традиции трудовых отношений

Молодое поколение «Z» (зумеры), которое только-только вступает во взрослую жизнь, стало объектом пристального внимания общественности.

Поведение молодёжи, родившейся в период с середины 90-х до 2010 года, вызывает много споров и разногласий: одни стараются их понять и поддержать, другие высказываются негативно, считают, что они постоянно сидят в телефонах, ничего вокруг не видят и ничего не умеют. Как сторонники, так и их оппоненты справедливо задаются вопросом о том, какие изменения они при­внесут в нашу жизнь, когда выйдут на рынок труда, а в перспективе будут руководить страной. Ведь это время, как говорится, совсем не за горами.

Суть теории поколений
Создателями теории поколений, которая тоже, на мой взгляд, далеко неоднозначна, являются американские учёные Нейл Хоув и Вильям Штраус. В 1991 году исследователи сделали вывод, что у людей, которые пережили в своей жизни схожие события, формируются и схожие черты характера. Таким образом, каждые 20-25 лет, по мнению учёных, появляется новое поколение с определённым поведением и схожими взглядами на жизнь. Различиями во взглядах они объясняют конфликты отцов и детей, которые относятся к разным поколениям. Исследователи выделили 4 поколения: беби-бумеры (1944 –1963гг.); «Х» (1964 – 1980гг.); «У» или меллениалы (1981 –1996гг.); «Z» – Зет или центениалы (1997 – 2010гг.).

Кто же такие зумеры, и что у них общего, особенного?
Название поколение получило от английского слова zoom – увеличивать, приближать. Это дети меллениалов и внуки поколения «Х», молодые люди, которые в прямом смысле слова выросли с гаджетами в руках, с самого раннего детства имеют быстрый доступ к информации, много времени проводят в соцсетях. Виртуальный мир – основная платформа для самовыражения и общения современных молодых людей. Представители этого поколения непрерывно потребляют информацию, но малыми порциями, обладают «клиповым» мышлением: средний интервал их внимания составляет всего 8 секунд. Зумеры постоянно заняты саморазвитием, боятся упустить появляющиеся для этого новые возможности, хотят добиться признания и почестей и мечтают заниматься в будущем тем, что будет приносить пользу. Отсюда следует, что представители нового поколения безусловно отличаются от старших своим мировосприятием. Однако эти общие черты не могут быть характерны для всех молодых людей. Ведь на характер и мировосприятие оказывает существенное влияние та среда, в которой формируются будущие личности: родители и друзья, школьный коллектив, а затем и трудовой. Современных молодых людей нельзя, как говорится, подогнать под одну гребёнку: они не только все разные, но и совсем другие, нежели представители старшего поколения, у которых свои устоявшиеся ценности и жизненные ориентиры. Отсюда и возникает непонимание между ними. Ведь если бабушки и дедушки черпали нужную информацию из книг, газет и журналов, то для их внуков эту роль играет интернет. Им не нужно запоминать информацию, а нужно знать путь к ней. У них есть свои неоспоримые преимущества: они быстро и, порой, весьма нестандарно мыслят, могут работать в условиях многозадачности, найти выход из любой, казалось бы, сложной ситуации. Нередко молодые люди вопреки всему меняются ролями со старшими, становясь для них наставниками и путеводителями в мире современных технологий. Несомненно, что появление на рынке труда зумеров, повлечёт за собой новый виток в развитии технологий и не только.

Работа ради результата
Представители этого поколения имеют своё представление о работе и трудовых отношениях, тем самым меняют устоявшиеся традиции в коллективах, вызывая недоумение у старших коллег. Они не любят находиться в офисе, избегают бюрократии, чувствительно реагируют на давление со стороны руководства и жёсткие корпоративные правила, чётко говорят «нет», если их что-то не устраивает и легко уходят, часто меняют работу и не чувствуют себя при этом виноватыми, за что их обвиняют в безответственности. Однако частая смена работы в самом начале карьеры – это обычное явление, связанное с поиском своего места в жизни. Зумеры стремятся к гибкости в рабочем графике, чтобы была возможность его контролировать, часто ищут вакансии, которые позволяют совмещать работу и хобби, развлечения. Зумерам важно видеть перед собой цель и осознавать, что их участие имеет значение. Они не уважают руководителей просто за то, что те опытней, а воспринимают старших коллег как участников общего дела, нуждаются в чёткой обратной связи, признании их заслуг руководством и возможностях профессионального развития.

Возникает вопрос, кто под кого в дальнейшем подстроится: рынок труда под зумеров или зумеры под рынок труда, учитывая кадровый дефицит на нём? Думаю, что работодателям придётся учиться работать по-новому, учитывая интересы молодых сотрудников. Впрочем, время всё и всех расставит по своим местам.

Только факты
Поколение Зет – самое многочисленное в мире, составляет около 30% населения. Например, в России это 33 миллиона человек. Зумеры серьёзно влияют на мировую экономику, культуру, формируют новые тренды, покупательские предпочтения, общественные ценности.

Текст: Елена ГОНЧАРОВА.

Последние новости

НОВОСТЬ ДНЯ

В Кличевском районе стартует конкурс на лучшее новогоднее оформление

5 декабря 2025
Читать новость
НОВОСТЬ ДНЯ

Как Беларусь открывала дальнюю дугу? Никакой конспирологии — только факты!

5 декабря 2025
Читать новость
Безопасность

Опасный лёд: правила и рекомендации

5 декабря 2025
Читать новость
Это интересно

Кличевские школьники попробовали себя в профессии юриста

5 декабря 2025
Читать новость
Прямые телефонные линии

Прямые телефонные линии пройдут в Кличеве 6 и 9 декабря

5 декабря 2025
Читать новость
ВНС-2025

18-19 декабря ВНС утвердит программу социально-экономического развития Беларуси на 2026-2030 годы

5 декабря 2025
Читать новость

Рекомендуем