Чужих детей не бывает
Безусловно, любовь матери к ребёнку – одно из самых сильных чувств в мире. Но есть люди, у которых настолько большое сердце, что в нём достаточно места, чтобы любить не только своих детей. В Кличеве больше 30-ти лет существует детский дом семейного типа Кундиковых, который является одним из крупнейших в Беларуси. Мама огромной семьи Рита КУНДИКОВА, воспитавшая полсотни детей, с удовольствием рассказала о своей большой и дружной семье.
– Рита Владимировна, как родилась идея открыть детский дом семейного типа?
– Идея создания дома семейного типа возникла ещё в далёком 1990-м году. Я тогда работала заведующей детским садом и меня отправили на курсы повышения квалификации. Во время учёбы я побывала на экскурсиях в разных приютах и детских домах. И тогда у меня в голове промелькнула мысль: «Почему бы не помочь сиротам?». У меня было трое своих ребятишек, поэтому опыт в воспитании детей имелся. Мой супруг Сергей Алексеевич поддержал и одобрил мою затею. Тогда мы и не подозревали, что вырастим 50 мальчишек и девчонок, а дом семейного типа станет делом всей нашей жизни.
– Сложно ли было воплотить мечту в реальность?
– Ради исполнения мечты нам с мужем пришлось пройти множество проверок. Был очень жёсткий отбор, готовили как космонавтов, выбирали лучших из лучших. Сейчас с этим было бы немного проще. Теперь государство оказывает семейным домам огромную материальную поддержку, любая инициатива, направленная на оказание помощи сиротам, одобряется. Из-за этого и существует стереотип, что таким людям, как мы, всё достаётся легко и просто. На самом же деле, если человек преследует цель наживы, то дом семейного типа – не тот вариант.
– Какие трудности поджидали на начальном этапе?
– На время реализации идеи дома семейного типа выпал развал СССР. Жили тогда не богато, все продукты выдавались по талонам, а на тот момент у нас было уже 8 детей. Приходилось всем вместе ходить за провизией. Но ничего, справились. Тяжеловато было и в плане того, что мы не знали психологии ребёнка-сироты, ведь к таким детям нужен особый подход.
– Какой минимальный и максимальный возраст взятых Вами под опеку детей?
– Самому маленькому было всего 5 дней. Бывало так, что я выхаживала и по несколько младенцев сразу. Обычно все хотят усыновить маленького ребёнка. Мне же не принципиально: дети в любом возрасте – дети. Одной девочке было 17 лет, когда она появилась в нашей семье. Конечно, чем старше ребёнок, тем сложнее период адаптации.
– Почему дети остаются без родителей?
– Бывает так, что ребёнок остался без родителей, потому что они погибли при несчастном случае. Но зачастую проблема кроется в том, что мамы и папы не справились с родительскими обязанностями. Иногда их признают недееспособными, потому что они не могут обеспечить должный уход за ребёнком, в других же случаях – люди стали жертвами своих зависимостей. Такие родители могут навещать ребёнка, звонить, но забрать его они не могут – это очень грустно. А ещё обиднее, когда детей берут в приёмные семьи, а потом отказываются от них. Они только начинают кому-то доверять и их бросают. В моей практике я 6 раз забирала ребёнка из
такой новоиспечённой семьи.
– По каким причинам отказываются от детей, взятых под опеку?
– Причины разные. Например, был случай, когда под опеку взяли одну девочку, а потом отказались от неё, потому что ребёнок был «непослушный и неусидчивый». На самом деле ей просто нужно было больше времени на адаптацию. Девочка оказалась просто активной – это свойственно многим детям. Проблемой для предыдущих опекунов стало и то, что она очень много кушала и прятала еду – это ещё одна особенность многих детей из приюта. Но со временем ребёнок понял, что еду у него никто не забирает и больше недоедать не придётся. А вообще, возвращаясь к вопросу, могу сказать, что многие люди, усыновившие ребёнка, ожидают, что он в старости подаст им стакан воды, а вместо этого он этот стакан уже сейчас разбивает. Несоответствие между ожиданием и реальностью, малейшие трудности – и от ребёнка снова отказываются.
– А как вы отнесётесь к тому, что ребёнок хочет общаться с биологическими родителями?
– Я учу детей не злиться на маму и папу, не таить обиду. А в глубине души надеюсь, что родители восстановятся в правах, бросят пагубные привычки и заберут ребятишек. Ведь порой ещё не поздно исправить ошибки.
– Расскажите о Вашем семейном досуге.
– Мы любим проводить время всей семьёй. Каждый вечер собираемся за одним столом и читаем книги – у нас целая библиотека. Часто устраиваем праздники. Например, в честь начала лета или нового учебного года. Когда наступает осень или весна, все вместе ищем первые признаки этих пор года. Каждый сезон мы отмечаем день именинников. Это необычный праздник. Мы устраиваем костюмированную вечеринку в честь какой-нибудь сказки. Да, мы любим всё нестандартное, то, что требует фантазии. Например, на этот Новый год мы планируем отправиться в лес, нарядить ёлку и праздновать на природе. Это куда веселее, чем провести вечер за столом с телефоном в руках. Зимой мы всегда строим снежные крепости, лепим снеговиков во дворе, устраиваем «снежные бои». Главное – не сидеть на месте. Каждый наш день начинается с зарядки и с улыбки. Во всём стараемся мыслить позитивно. У нас даже растёт в саду «волшебная» груша. Мы так её называем, потому что она исполняет желания. Это проверено и ни одним человеком. Только желать нужно искренне и что-то хорошее.
– Ваш детский дом семейного типа известен не только в Кличеве, но и во всей стране. Расскажите о своих наградах.
– Наград много. Я была и «Женщиной года», и «Гордостью нации», и «Человеком года Могилёвщины», но все эти награды ничего не стоят по сравнению с самой главной наградой в моей жизни – моими детьми. Это так приятно, когда твой ребёнок едет с учёбы на выходные и везёт тебе пирожное из студенческого буфета, потому что хочет порадовать маму. Я так скажу: можно менять профессию, можно менять страну проживания, но кое-что останется неизменным – это то, какой ты человек. И я хочу, чтобы мои дети были не только достойными людьми, но и достойными родителями уже для своих детей.
Текст: Яна ПОПРУГА.