Оскорбления в интернете – почему так не надо делать

Оскорбления в интернете – почему так не надо делать

В экспертной практике нередки случаи назначения лингвистических экспертиз, связанных с оскорблением граждан в сети интернет. Порой совершенно незнакомые люди на почве внезапно вспыхнувшей неприязни либо вовсе беспричинно оставляют в каналах мессенджеров и чатах социальных сетей нелицеприятные комментарии и даже откровенные оскорбления в отношении других граждан, а также отправляют им различные «злопожелания». Возможно, не всем интернет-пользователям известно, что за оскорбление, в том числе в сети интернет, предусмотрена административная, в некоторых случаях –и уголовная ответственность. Пострадавший может обратиться в органы внутренних дел с просьбой привлечь обидчика к ответственности.

Однако возникает вопрос, какие слова считаются оскорблением, а какие нет? Какое слово является бранным, а какое – литературным? В ходе проверки по заявлениям граждан об оскорблениях сотрудникам милиции необходимо получить объективные данные, содержатся ли в неприятном, обидном, с точки зрения заявителя, отзыве негативная оценка,и в какой форме она выражена (нормативной либо ненормативной)? Для решения подобного рода вопросов назначается судебная лингвистическая экспертиза.

Проводя исследование по каждому отдельному случаю, судебный эксперт-лингвист делает заключение о наличии (либо отсутствии) в тексте высказывания негативной оценки человека. Если в высказывании имеется негативная оценка, то эксперт-лингвист устанавливает, какими средствами она выражена и какую форму (нормативную или ненормативную) имеет. В том числе на основании заключения эксперта правоохранительные органы дают правовую оценку действиям «писателя».

Вот один из случаев из экспертной практики. Один из интернет-пользователей написал «неприятные, оскорбительные» слова в отношении другого пользователя в социальной сети «ВКонтакте».В результате проведенной лингвистической экспертизы установлено, что в тексте первого пользователя имеется негативная оценка второго, и лексические единицы (слова, фразы и т.д.), использованные для выражения негативной оценки, являются «бранными», «грубыми», что указывает, в свою очередь, на ненормативную форму речевого выражения. Как следствие – пользователя, который написал «нелестные, неприятные» слова в соцсети, привлекли к административной ответственности. Однако стоит отметить, что за «недобрые», «обидные» слова пользователей привлекают и к уголовной ответственности!

Уважаемые читатели, всегда помните, что интернет не обезличивает людей, он дает лишь мнимое чувство анонимностии защищенности – кто-тоошибочно думает, что с помощью программных средств, вымышленных ников и аватарок сможет совершать правонарушения безнаказанно. Однако за каждое слово злоумышленнику придется отвечать.

Как в реальной жизни, так и в виртуальном мире соблюдайте речевой этикет. При общении онлайн ведите себя максимально корректно, не вступайте в конфликты, не поддавайтесь на провокации, не позволяйте вывести вас на негативные эмоции. Вежливость, доброжелательность, стремление к компромиссу, толерантность – эти черты не только украшают человека, но и ограждают от проблем с законом.

Максим Шкредов,
заместитель начальника управления технических экспертиз управления ГКСЭ
по Могилевской области.

Последние новости

НОВОСТЬ ДНЯ

Единый день безопасности дорожного движения «Дорога не прощает ошибок!»

31 января 2025
Читать новость
Безопасность

Не оставляйте мошенникам шансов

31 января 2025
Читать новость
Культура

«Беларусь, ты не забыта, у душы,як Божы знак»

31 января 2025
Читать новость
Молодёжь

Добрые традиции и новые перспективы

31 января 2025
Читать новость
Земляки

Выпускники –наша гордость

31 января 2025
Читать новость
Здоровье

Диспансеризация по новым правилам

31 января 2025
Читать новость