Оскорбления в интернете – почему так не надо делать
В экспертной практике нередки случаи назначения лингвистических экспертиз, связанных с оскорблением граждан в сети интернет. Порой совершенно незнакомые люди на почве внезапно вспыхнувшей неприязни либо вовсе беспричинно оставляют в каналах мессенджеров и чатах социальных сетей нелицеприятные комментарии и даже откровенные оскорбления в отношении других граждан, а также отправляют им различные «злопожелания». Возможно, не всем интернет-пользователям известно, что за оскорбление, в том числе в сети интернет, предусмотрена административная, в некоторых случаях –и уголовная ответственность. Пострадавший может обратиться в органы внутренних дел с просьбой привлечь обидчика к ответственности.
Однако возникает вопрос, какие слова считаются оскорблением, а какие нет? Какое слово является бранным, а какое – литературным? В ходе проверки по заявлениям граждан об оскорблениях сотрудникам милиции необходимо получить объективные данные, содержатся ли в неприятном, обидном, с точки зрения заявителя, отзыве негативная оценка,и в какой форме она выражена (нормативной либо ненормативной)? Для решения подобного рода вопросов назначается судебная лингвистическая экспертиза.
Проводя исследование по каждому отдельному случаю, судебный эксперт-лингвист делает заключение о наличии (либо отсутствии) в тексте высказывания негативной оценки человека. Если в высказывании имеется негативная оценка, то эксперт-лингвист устанавливает, какими средствами она выражена и какую форму (нормативную или ненормативную) имеет. В том числе на основании заключения эксперта правоохранительные органы дают правовую оценку действиям «писателя».
Вот один из случаев из экспертной практики. Один из интернет-пользователей написал «неприятные, оскорбительные» слова в отношении другого пользователя в социальной сети «ВКонтакте».В результате проведенной лингвистической экспертизы установлено, что в тексте первого пользователя имеется негативная оценка второго, и лексические единицы (слова, фразы и т.д.), использованные для выражения негативной оценки, являются «бранными», «грубыми», что указывает, в свою очередь, на ненормативную форму речевого выражения. Как следствие – пользователя, который написал «нелестные, неприятные» слова в соцсети, привлекли к административной ответственности. Однако стоит отметить, что за «недобрые», «обидные» слова пользователей привлекают и к уголовной ответственности!
Уважаемые читатели, всегда помните, что интернет не обезличивает людей, он дает лишь мнимое чувство анонимностии защищенности – кто-тоошибочно думает, что с помощью программных средств, вымышленных ников и аватарок сможет совершать правонарушения безнаказанно. Однако за каждое слово злоумышленнику придется отвечать.
Как в реальной жизни, так и в виртуальном мире соблюдайте речевой этикет. При общении онлайн ведите себя максимально корректно, не вступайте в конфликты, не поддавайтесь на провокации, не позволяйте вывести вас на негативные эмоции. Вежливость, доброжелательность, стремление к компромиссу, толерантность – эти черты не только украшают человека, но и ограждают от проблем с законом.
Максим Шкредов,
заместитель начальника управления технических экспертиз управления ГКСЭ
по Могилевской области.