Преподавание – искусство отдавать
Как сказал английский историк, богослов и писатель Томас Фуллер: «Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники». Именно этой фразой можно метафорически описать то, что делают все наставники для своих учеников. Они не только разжигают их энтузиазм и тягу к познанию нового, но и помогают твёрдо встать на верный жизненный путь.
Педагоги УО «Кличевский государственный аграрно-технический колледж» – настоящие профессионалы, способные сложные вещи сделать доступными.
Дмитрий МАКСИМОВ, преподаватель дисциплин «Информационные технологии», «Электрооборудование механических транспортных средств» и «Основы цифровой техники»:
– По образованию я – энергетик. Окончив Белорусский государственный аграрно-технический университет, был распределён в Кличев, в наш колледж. Некоторое время работал инженером по охране труда в Кличевском лесхозе, но, осознав, что это – не моё, вернулся на прежнее место, только уже на должность преподавателя. Свою работу смело могу назвать любимой. Мне нравится учить чему-то новому, вкладывать знания, общаться с молодёжью. Особенно приятно, когда получается разжечь в них неподдельный интерес к изучаемому предмету. С одной стороны, я – преподаватель требовательный, бываю строгим, но, в то же время, могу и пошутить с нашими ребятами, и поговорить на разные темы. Сам стараюсь мыслить творчески и их этому учу – не бояться думать неординарно, реализовывать свои идеи и приобретать необходимые навыки. Например, на дисциплине «Информационные технологии» учащиеся учатся работать с техникой. Главное донести, что компьютер – это не только средство для развлечений и игр. В первую очередь, это – огромное количество возможностей для саморазвития человека. Знания, полученные на занятиях, помогают понять, как устроены современные цифровые устройства, их функционирование и программирование, что в будущем пригодится ребятам в их рабочей сфере. Я использую практико-ориентированное обучение – приобретение профессионально-значимых знаний и умений, на основе которых можно прогнозировать успешную профессиональную деятельность. Ведь в наши руки – руки педагогов – на первом курсе попадают, по сути, дети, а выпустить по окончанию учёбы из нашего колледжа мы должны специалистов, понимающих своё дело. Работодатели хотят, чтобы к ним приходили специалисты, способные сразу же приступить к своим обязанностям и выполнять их хорошо. На первом рабочем месте их уже учить никто ничему не обязан и закрывать пробелы в знаниях и умениях тоже. К счастью, за своих будущих выпускников я могу не переживать. Они очень инициативные и любознательные. Каждый год учащиеся колледжа принимают участие в конкурсе «Агромастерство» на базе Белорусского государственного аграрно-технического университета. В 2023 году наша учащаяся Екатерина ВАСКОВИЧ заняла 3-е место в личном зачёте. Я принимал участие в подготовке команд, поэтому горжусь заслугами каждого из своих ребят. Уверен, что дальше мы сможем достичь ещё больших успехов! Правда, положительные результаты требуют немалых усилий, поэтому свободного времени у педагогов немного. Я предпочитаю проводить его с супругой и детьми. Мы с сыном очень любим хоккей, часто ездим смотреть игры на Минск-Арену. А в последнее время и жена с дочкой стали разделять наш спортивный интерес. Всей семьёй мы стараемся как можно чаще посещать не только столицу, но и путешествовать по стране. В Беларуси много восхитительных мест.
Наталья БЕЛОБОРОДОВА, педагог-психолог:
– В профессии психолога я уже 7 лет. Считаю, что основы психологических знаний необходимы каждому современному человеку в его повседневной жизни. Занимаясь любимым делом, ощущаю свою пользу для окружающих. Неоценимый опыт в работе я получила в ГУО «Кличевский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и ГУО «Кличевский районный социально-педагогический центр», где ранее работала. За время работы с людьми сделала один вывод: всё родом из детства. Поэтому очень важно начинать выстраивать правильные отношения с ребёнком уже с момента его рождения. Чаще всего подростки обращаются именно с проблемами в семье. Дети особенно тяжело переносят конфликты и ссоры родителей, не говоря о разводе. Для полноценной семьи нужны оба родителя, которые не просто присутствуют в жизни дочери или сына, а принимают в ней активное участие. Главное, что должны понимать как взрослые, так и дети, – проблемы есть у всех и нужно их своевременно решать, а не избегать. Ко мне учащиеся колледжа могут прийти с любым вопросом и быть уверенными, что наша беседа не выйдет за рамки стен кабинета психолога. Порой в учреждениях образования бывает так, что на первом курсе формируется группа, в которой ребята не могут найти общий язык. К счастью, у нас период адаптации первокурсников проходит успешно. А если у кого-то и возникают межличностные конфликты, то применяются различные техники для их разрешения, направленные на борьбу с агрессией и построение коммуникаций со сверстниками. В работе я использую разные методики: провожу с ребятами коллективные занятия. Вместе мы занимаемся психологическими играми, рисуем, устраиваем квесты. Бывает, что родители сами приводят на приём своих детей. Нередко причиной визита становится первая неразделённая любовь. И зачастую оказывается, что мамы и папы неправильно ведут себя, когда сталкиваются с этой проблемой в жизни их ребёнка. Дети в пубертатный период очень остро на всё реагируют. То, что для родителей кажется подростковой глупостью, для подростка может быть самой настоящей трагедией. Поэтому важно не обесценивать чувства ребёнка, поддерживать его в трудные периоды жизни. Иначе ни о каких доверительных отношениях в семье не может быть и речи. К сожалению, многие родители очень мало проводят времени со своими детьми, обделяя их вниманием. Своей задачей считаю не допустить непоправимых ошибок в жизни ребёнка. Безусловно, нельзя прожить и не ошибаться, но роковых ошибок можно избежать. На наших занятиях мы ведём с ребятами дискуссии, обсуждаем то, что важно для них, они раскрываются с психологом, делают выводы. А, возвращаясь домой после трудового дня, вношу разнообразие уже в свою жизнь с помощью хобби: коньки, ролики, шахматы и чтение книг – увлечений много. Для меня опора и поддержка во всех начинаниях – моя семья.
Татьяна ГРУЗД, преподаватель дисциплин «Химия», «Биология» и «Основы растениеводства и животноводства»:
– Ещё со школы я отдавала предпочтение естественным наукам: химии, физике и биологии. Меня не особо интересовали гуманитарные дисциплины, поэтому решила выбрать себе профессию, к которой лежала бы душа – стать преподавателем химии. Окончила МГУ им. А. А. Кулешова и по распределению попала в свою родную Долговскую школу. После её реорганизации мне пришлось уехать в Осиповичи, где работала лаборантом химического анализа в ООО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца», но вскоре вышла замуж и вернулась на малую родину. Год назад трудоустроилась в колледж. Была уверена, что справлюсь, ведь опыт работы с детьми у меня уже был. В школе я преподавала в 5-11 классах. Могу с уверенностью сказать, что чем старше дети, тем с ними труднее в силу их подросткового возраста. Чтобы на занятиях была дисциплина, преподаватель сразу должен стать авторитетом для своих учеников. Если спросить ребят о том, какой я педагог, то они скорее всего скажут, что строгий и принципиальный. Но отношусь ко всем одинаково, никого не выделяю, оцениваю справедливо. Считаю, что у преподавателя не должно быть любимчиков. Химия и биология – предметы, к изучению которых далеко не у всех есть предрасположенность. К тому же, ребята к нам поступают после 9-ти классов. Если они в школьные годы недополучили знаний, то наверстать упущенное будет очень сложно. Но, когда учащийся старается, и я иду навстречу, подбираю более подходящие для уровня его знаний задания, разъясняю по несколько раз то, что ему не понятно и хвалю даже за самые маленькие успехи. Химия, конечно, не специальный предмет, но, тем не менее, и без него никак в будущей профессии. Например, на занятиях мы изучаем, как происходит процесс коррозии, из чего состоит аккумулятор и как он окисляется, реакции электролиза, какие металлы и где используются, какие из них лучше в применении. Это всё – химия. За год работы я научилась не только давать ребятам знания, но и преподносить информацию более интересно. Влиться в рабочий ритм мне помогли коллеги. Когда приходишь в новый коллектив всегда присутствует волнение, ведь не знаешь, какие люди с тобой будут работать. Мне повезло. Мои коллеги – просто замечательные люди, не откажут в помощи, всегда поддерживают. Считаю, что моя жизнь сложилась не только в профессиональном плане, но и в личном. У меня хороший муж и замечательный сынок. Мы любим всей семьёй ездить на выходные в деревню. Там свежий воздух, баня, огород… Нам нравится такой отдых. Мы вообще – за активный досуг. С нетерпением ждём лета, чтобы кататься на велосипедах, купаться в речке, ходить в лес. Большой город для жизни никогда не рассматривала. Даже за годы обучения в Могилёве всё равно не смогла приспособиться, чувствовала себя там чужой. Мне ближе к сердцу атмосфера маленьких городков и красота окружающей природы.
Текст: Яна Попруга.