На парусах мечты или «Учитель для Беларуси»

Молодость – это время возможностей и перемен. Это время, когда мир кажется безграничным, а возможности – бесчисленными. Ты полон энергии, амбиций, готов свернуть горы и изменить мир к лучшему. Это время максимализма и дерзости, когда хочется пробовать всё и сразу, не боясь ошибок и неудач. В этой чудесной поре сегодня и Елизавета ГАБРОВА – молодой педагог Несятской средней школы. Она верит в себя, в свои силы и в то, что ей подвластно всё, ну, или почти всё. А успехи – тому подтверждение.
Начало начал
Учителем рождаются или становятся? Кто знает правильный ответ? Елизавета рассказывает, что, сколько себя помнит, с детства любила играть в школу: учила всех своих кукол и мишек, а самым любознательным и терпеливым учеником была бабушка. У них в квартире было множество «классных досок» – бумажных ватманов, на которых девочка «писала и исправляла ошибки», рисовала, в общем, творила. Ещё одно увлечение с ранних лет – спорт, а точнее – бадминтон, которым в родном Гомеле занималась 8 лет, стала кандидатом в мастера спорта. Упорные тренировки, соревнования всех уровней закалили характер и физически, помогли стать дисциплинированной, собранной, активной. И сейчас она считает, что спорт необходим для развития каждому ребёнку.
После окончания школы ей нужно было сделать выбор – профессиональный спорт или профессия педагога. Стала учителем русского языка и литературы, окончив Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова. Но получить заветный диплом – ещё не всё, нужно реализовать свою мечту, стать настоящим специалистом, состояться в профессии. По этому пути, со свойственным ей упорством и трудолюбием, сейчас и идёт.
Жизненное кредо – развиваться
Согласитесь, каждому человеку довольно сложно выйти из зоны комфорта. Ведь так просто и приятно жить спокойно, размеренно, в привычном ритме и среде, особенно себя не утруждая. Но Елизавета Габрова уверена – успех это преодоление себя, чуть остановился в развитии – путь назад.
Быть лидером, в гуще событий, для моей собеседницы – норма. Ещё студенткой она не только успешно училась, но летом работала в «Зубрёнке» в составе педагогического студотряда, участвовала в Москве в слёте вожатых, занималась спортом, принимала активное участие в жизни «БРСМ», являлась председателем профбюро на своём факультете, вникая и разрешая жизненно важные проблемы сокурсников.
«2024 год для меня особенный, наполнен яркими и значимыми событиями, – рассказывает Елизавета. – Я окончила университет, сдала госэкзамены, защитила диплом. Участвовала в ряде республиканских мероприятий в Минске, неоднократно была отмечена за различные достижения. В конце июня я была приглашена на республиканский бал выпускников учреждений высшего образования с участием Главы государства в городе Минске. В этом мероприятии традиционно участвуют стипендиаты специальных фондов Президента, отличники учёбы, победители и призёры серьёзных конкурсов. Впечатления незабываемые. Как и для каждого молодого специалиста, такое мероприятие для меня большой стимул в самореализации. В этом году я поступила на заочную форму обучения в магистратуру при МГУ имени А.А. Кулешова по специальности «Филологическое образование. Литературоведение». Впереди ещё полтора года учёбы. Надеюсь, всё получится, и мне будет присвоена академическая степень магистра. Это ещё одна ступенька в развитии».
Школа новых возможностей
На последнем курсе университета Елизавета решила взять ещё одну вершину – стать участником республиканской программы «Учитель для Беларуси», которая реализовывается местным фондом «Новая школа» при поддержке Министерства образования и Сбербанка. Банк стал стратегическим партнёром и ключевым донором программы.
Чтобы каждый ребёнок имел шанс раскрыть свой потенциал – миссия уникального республиканского проекта «Учитель для Беларуси». Его цель – привлечь в школы в небольших городах и населённых пунктах креативных и неравнодушных учителей, которые хотят и могут привнести в свою профессию новые интересные идеи, умеют справляться с трудностями, сохраняя оптимизм, стремятся к саморазвитию, готовы к изменениям и верят в свои силы.
На протяжении двух лет участники учат и вдохновляют, реализовывают проекты для местного сообщества, открывают новые направления в образовании.
Программа «Учитель для Беларуси» стремится сделать так, чтобы каждому ребёнку Беларуси было одинаково доступно качественное и современное образование, а учителя могли бы полностью реализовать свой потенциал и профессионализм. Программа находит и поддерживает выпускников педагогических учреждений образования и действующих учителей в их стремлении стать лидерами в сфере образования.
Такую возможность профессионального роста Елизавета Габрова решила обязательно использовать.
«Стать участником программы «Учитель для Беларуси» было очень непросто, – рассказывает Елизавета Владимировна. – В течение последнего года учёбы в университете я прошла четыре этапа сложного конкурсного отбора в программу. Её участники в течение двух лет работают учителями в обычных региональных или сельских школах – там, где они нужны больше всего, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из разных регионов Беларуси. Уже на третьем этапе мне нужно было определиться с выбором школы, в которой буду работать, как участник программы. Поэтому ещё весной этого года приехала познакомиться с Несятской сельской школой. Позже, на государственном распределении в вузе, её и выбрала своим первым местом работы, решив, что в этой сельской малокомплектной школе я нужнее. Но самым сложным этапом отбора в программу «Учитель для Беларуси» был его финальный четвёртый этап – «Летний интенсив», где каждый мог предложить свои личные и профессиональные качества. Занятия проходили две недели под Минском очно, затем две недели онлайн, мы учились работать одной командой – все 20 человек шестого набора программы (в конкурсном отборе участвовало 125 кандидатов). С нами работали спикеры, коучи, эксперты с разных отраслей науки и образования, искусства, бизнеса, менеджмента и всего сообщества «Учитель для Беларуси». Мы учились современным подходам к педагогике, преподаванию, закаляли свои лидерские качества, получали знания в отрасли проектного менеджмента, тайм-менеджмента и другого. Например, за пять дней мы создали свой онлайн-продукт – онлайн-лагерь, в котором свой летний отдых в этом году разнообразили более 150 детей из всей Беларуси».
Как и каждый участник программы «Учитель для Беларуси», Елизавета
Габрова получает методическую помощь, проходят онлайн или офлайн встречи с методистом, сопровождение куратора: коуча, психолога и старшего друга в одном лице. Елизавета Владимировна сейчас регулярно делает видео своего урока и отправляет его для анализа.
«Что не так в методике преподавания? Где сильные и слабые стороны? Как откорректировать пробелы? Понимаете, речь здесь идёт не о критике, а о помощи», – подчёркивает молодой педагог.
В течение года организуются тематические образовательные встречи участников программы, кураторов, методистов, спикеров. Так, осенняя встреча была в Орше, и теперь, 26-27 декабря – в Сеницкой СШ Минского района.
Сейчас Елизавета Габрова продумывает свой проект (при содействии проектного менеджера программы), который и будет реализовывать в Несятской СШ в течение двух лет. Тематику его выбирала посредством анкетирования учащихся 5-11 классов школы, сообща обсудили направления, которые интересуют детей.
По идее проекта, решить некоторую проблему адаптации сельских детей в современном мире можно через фото, видеосъёмку, работу ребёнка как интернет-пользователя, ведения им собственного канала, сайта или странички. Быть блогером теперь актуально, востребовано, а свой проект можно сделать прибыльным, монетизировать.
Начальный этап реализации проекта в этом году – фотосъёмка. Приобретён фотоаппарат моментальной печати и кадры для него, учащиеся 5-6 классов сейчас подготовили новогоднюю школьную выставку. Творческий процесс сплачивает детей в команду, дарит интересное общение, помогает себя реализовать.
«Я стремлюсь развиваться, хочу меняться и изменить мир вокруг себя, не боюсь нового, верю в потенциал каждого ребёнка, в возможности его роста и развития, – говорит Елизавета Габрова. – Всё это основано на моей искренней любви к педагогике и вере в профессию».

Мнение
Алексей ШУМСКИЙ,
директор ГУО «Несятская средняя школа Кличевского района»:
– Несятская средняя школа является школой-партнёром республиканского проекта «Учитель для Беларуси». Заявку на участие в проекте школа подавала ещё в конце прошлого учебного года, также мы проходили собеседования, отбор. В ноябре этого года я, как директор школы-партнёра Программы «Учитель для Беларуси», принимал участие в заседании клуба директоров, которое состоялось в агрогородке Сеница Минского района. На мероприятии обсуждалась работа по созданию условий для распространения эффективного управленческого опыта. Мы познакомились с актуальными подходами к управлению в образовании для разработки стратегии развития Программы «Учитель для Беларуси» и эффективно выстроенного процесса её работы, участвовали в диалоговых площадках «Лидеры и лидерство в образовании». Был обмен опытом, знакомство с трендами современного образования, выступление спикеров заседания клуба.
Участие в программе «Учитель для Беларуси» для нас престижно и значимо. В 6-м наборе участников этого проекта принимают участие только 20 учителей со всей Беларуси, из них 4 – из Могилёвской области, в том числе нашей Несятской школы. Надеюсь, что участие в данном проекте сможет мотивировать наш педагогический коллектив, принесёт только положительное в образовательный процесс, прибавит баллы статусу школы, откроет новые возможности для учащихся и учителей.
Текст: Нина ИЗОХ.