Средства персональной мобильности: как управлять безопасно и кому можно передвигаться?
Улицы городов наводнили средства персональной мобильности (гироскутера, моноколеса, сигвеи, электросамокаты и др.).
Мода на эти девайсы стремительно набирает обороты, тем самым создавая поводы для новых дорожных конфликтов.
Дорожные девайсы – источник повышенной опасности. На короткой дистанции некоторые догонят даже машины. А ведь большинству моделей не хватает маневренности, над ними легко потерять контроль. Неудивительно что рядом с любителями погонять не все чувствуют себя комфортно.
Давайте разберемся, что такое средства персональной мобильности (СМП). В соответствии с ПДД – устройство или приспособление, не являющееся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального использования или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее). Все СПМ разделены на условно можно разделить на 4 категории в зависимости от технических характеристик источника питания (батареи) и (или) развиваемой скорости. Для того, чтобы разобраться к какой категории относится Ваше СПМ, необходимо ознакомиться с такими понятиями ПДД как – пешеход, велосипедист, мопед и мотоцикл.
- Пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед, мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием СПМ (п.2.46 ПДД).
- Велосипед, веломобиль – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, которое имеет не менее двух колес и приводиться в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем, в частности при помощи педалей или рукояток. К велосипеду приравниваются аналогичные по конструкции транспортные средства, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощность в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт и максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой (п.2.5 ПДД). Водителю велосипеда запрещается:
– управлять велосипедом не достигнув четырнадцатилетнего возраста на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (п.154 ПДД).
- Мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками (п.2.27 ПДД).
- Мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряженном состоянии не более550 кг (без учета массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт (п.2.28 ПДД).
Стоит отметить что, исходя из вышеизложенных определений, закрепленных в ПДД Республики Беларусь, на все средства персональной мобильности у которых номинальная мощность в режиме длительной нагрузки составляет более 0,25 кВт необходимо иметь водительское удостоверение соответствующей категории АМ, А, А1, в зависимости от технических характеристик Вашего девайса.
За управление средством персональной мобильности, не имея водительского удостоверения соответствующей категории предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст. 18.14 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа до 20 Б.В. Ответственность за повторную поездку без прав в течение одного года со дня наложения взыскания за такое же правонарушение предусмотрена ч.2 ст. 18.14 КоАП Республики Беларусь, при этом в виде наказания предусмотрен штраф от 20 до 50 Б.В., или общественные работы, или административный арест. За третье, аналогичное нарушение, допущенное в течение одного года, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ст. 317-1 УК Республики Беларусь.
Если вы стали пользователем средств персональной мобильности, то также важно знать, что пешеход обязан двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов.
Средство персональной мобильности должно иметь исправную тормозную систему и рулевое управление (при наличии). При движении в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги пешеход должен обозначить световозвращающими элементом (элементами), а на средстве персональной мобильности должна быть установлена и включена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения. При движении на средстве персональной мобильности пешеходам рекомендуется использовать шлем
ОГАИ Кличевского РОВД