Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2022 г. № 41 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10»
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2022 г. № 41 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10» принято во исполнение статьи 2 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 196-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», в целях определения требований к программным кассам, которые будут использоваться при автомобильных перевозках пассажиров, а также в целях приведения постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 «О требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям» и утвержденного им Положения о требованиях к оператору программной кассовой системы, программной кассовой системе, программной кассе, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям (далее – постановление № 10, Положение № 10) в соответствие с Законом Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» (далее – Закон № 164-З) в части установления порядка приема платежей при оказании платежных услуг, а также определения требований к программным кассам, которые будут использоваться при реализации товаров, маркированных средствами идентификации и унифицированными контрольными знаками (далее – УКЗ).
- Постановлением № 41 определены дополнительные общие требования к программным кассам. Так, программные кассы должны обеспечивать: блокировку при наступлении ряда событий, совершаемых на
программной кассе; формирование и передачу в центр обработки данных оператора программной кассовой системы в электронном виде информации о совершаемых событиях и кассовые документы; общую сквозную нумерацию платежных документов, документов по результатам выполнения кассовых операций регистрации возврата средств платежа, регистрации внесения наличных денежных средств, регистрации изъятия наличных денежных средств, регистрации изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек, регистрации аннулирования, оформляемых программной кассой; отдельную порядковую нумерацию формируемых Z-отчетов;
формирование платежного документа на бумажном носителе и (или) в электронном виде, содержащего обязательную информацию в последовательности, определенной согласно приложению к постановлению 41; обеспечение работы в климатических условиях при температуре окружающей среды в помещении от плюс 5 до плюс 35 градусов Цельсия, а при условии использования программных касс на открытом воздухе – от минус 10 до плюс 35 градусов Цельсия (норма введена в отношении программных касс, размещенных на электронных устройствах пользователей); формирование Х-отчета.
- Постановлением № 41 установлена единая структурированная форма платежного документа, в которой определены состав обязательной информации и последовательность ее формирования (приложение к Постановлению 41.
Такой подход позволит контролирующим органам и покупателям (потребителям) визуально определить в любом платежном документе, формируемом любой моделью программной кассы, соответствующий реквизит (информацию) платежного документа по месту его (ее) расположения в платежном документе.
- Постановлением № 41 определена возможность использования программных кассовых систем и программных касс при осуществлении автомобильных перевозок, а также определены требования к программным кассовым системам и программным кассам, используемым при осуществлении автомобильных перевозок.
Так, программная касса, предназначенная для использования при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров автомобилямитакси, должна обеспечивать:
автоматический отсчет (подсчет) суммы платы за проезд посредством интеграции программной кассы с таксометром либо путем обработки навигационных данных по выполняемой автомобильной перевозке; получение из центра обработки данных программной кассовой системы информации электронной информационной системы о сумме платы за проезд при осуществлении перевозок пассажиров автомобилямитакси, заказанных с использованием электронной информационной системы, за исключением перевозок пассажиров автомобилями-такси, заказанных и оплаченных посредством электронной информационной системы только с использованием реквизитов банковских платежных карточек, в соответствии с техническим решением оператора программной кассовой системы.
Таким образом, программные кассы для указанной сферы деятельности предусмотрены в двух исполнениях:
посредством интеграции программной кассы с таксометром и возможностью получения из центра обработки данных программной кассовой системы информации электронной информационной системы; использования программной кассы путем обработки навигационных данных по выполняемой автомобильной перевозке и возможностью получения из центра обработки данных программной кассовой системы информации электронной информационной системы.
- Постановлением № 41 введено требование, согласно которому программные кассы могут обеспечивать выполнение кассовой операции регистрации приема платежей в адрес третьих лиц платежными агрегаторами в рамках Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах» (далее – Закон № 164-З). В этих целях в постановлении предусмотрен термин «платежный агрегатор», который используется в значении, определенном подпунктом 1.22 пункта 1 статьи 2 Закона № 164-З.
В приложении к постановлению предусмотрена (раздел VIII) дополнительная информация, содержащаяся в платежном документе, предоставляемом покупателю (потребителю) в распечатанном или электронном виде, для торговых объектов, являющихся платежными агрегаторами, при приеме платежей в адрес третьих лиц (печатается учетный номер плательщика (УНП) третьего лица, в адрес которого принимаются платежи платежным агрегатором).
Кроме того, в целях обеспечения норм пункта 2 статьи 20 Закона № 164-З постановлением 41 предусмотрена возможность обеспечения программными кассами выполнения кассовой операции регистрации изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек, а также требование по формированию на программной кассе, обеспечивающей данное требование, документа, подтверждающего совершение кассовой операции регистрации изъятия для выдачи наличных денежных средств держателям банковских платежных карточек с определением обязательной информации, которую должен содержать такой документ. Указанное требование позволяет реализовать нормы пункта 51 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2022 г. № 841/27 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 и от 3 марта 2022 г. № 114/6»).
Соответствующие требования постановлением № 41 введены в отношении отражения информации о сумме и количестве приемов платежей в адрес третьих лиц, сумме и количестве изъятий денег для выдачи держателям банковских платежных карточек в формируемых программной кассой Х-отчете и Z-отчете.
- Постановлением № 41 установлены дополнительные требования к программным кассам, применяемым в объектах общественного питания с обслуживанием за столиком.
Так, программные кассы в объектах общественного питания должны дополнительно обеспечивать в Х-отчете и Z-отчете формирование следующей информации о заказах:
сумма и количество оформленных заказов; сумма и количество отмененных заказов; сумма и количество закрытых заказов; сумма и количество коррекций заказов.
- Постановлением № 41 введены дополнительные функциональные требования к программным кассам, применяемым при реализации товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации.
Так, программные кассы должны обеспечивать:
при реализации и при возврате маркированного товара:
считывание кода маркировки и уникальной последовательности символов в машиночитаемой форме, представленной в виде двумерного штрихового кода DataMatrix, включающей в себя переменную информацию, в том числе серию и номер унифицированного контрольного знака, нанесенных на каждую единицу товара, подлежащего маркировке; считывание (ввод) GTIN каждой единицы реализованного
(возвращаемого) маркированного товара; выполнение на программной кассе кассовой операции регистрации продажи каждой единицы маркированного средством идентификации товара; формирование информации о реализации маркированного средством
идентификации товара в Z-отчете; выполнение на программной кассе кассовой операции регистрации
аннулирования; формирование информации о кассовой операции регистрации
аннулирования в Z-отчете; дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, предусмотренный пунктом 10 Положения № 924/16.
Постановление № 41 вступило в силу 21 января 2023 г., за исключением нормы в части возможности использования программных касс в сфере перевозок пассажиров, вступающей в силу с 22.07.2023, а также нормы в части обеспечения реализации на программной кассе маркированных товаров, вступающей в силу с 01.07.2025.
При этом постановлением № 41 предусмотрена возможность проведения до 1 июля 2025 г. оценки программных кассовых систем и (или) программных касс на соответствие требованиям в части реализации на программной кассе маркированных товаров, которые вступают в силу с 1 июля 2025 г., и использование до 1 июля 2025 г. таких программных касс.