Уникальный экспонат кличевского музея

В Кличевском краеведческом музее есть экспонат – графин, выполненный в уникальной и сложной технике «морозное стекло». Что за изобретение стеклодувов?
Считается, что «морозное стекло» (кракле) открыли венецианские мастера в эпоху Ренессанса, а в XVI– XVII веках эмигранты-стеклоделы распространили этот секрет во многих странах Европы. Как писал английский стеклодел Эпсли Пеллат в своей книге «Любопытные факты о стеклоделии», изданной в 1849 году, эта техника впоследствии была забыта, и ни богемские, ни французские мастера ею не пользовались, пока он вновь не открыл её самостоятельно. Технология получения «морозного стекла» заключалась в том, что заготовку для сосуда, накалённую почти добела, опускали в холодную воду, немедленно доставали, вновь разогревали до пластичного состояния и продолжали дутьё. Если это происходило быстро, то тонкие трещины, покрывшие стекло, вновь сплавлялись, но оставались видимыми и создавали интересный визуальный эффект.
Пеллат описывает такую поверхность как «покрытую неравномерно расположенными прожилками, рельефными неровностями, как у мрамора, и переплетающимися трещинами». Он назвал своё изобретение «старым венецианским морозным стеклом». Во Франции этот метод получил название «кракле».
Идея «морозного стекла» была быстро подхвачена другими производителями, они получали подобный эффект иными способами. Например, ещё один «горячий» метод, которым пользовались на фабрике Бакхуса в Бирмингеме, а также многие богемские мастера, заключался в размещении ровного слоя мелкой стеклянной крошки на катальной плите, после чего по ней прокатывали пузырь из расплавленной стеклянной массы.
В отличие от настоящего кракле этот метод действовал лишь на поверхность стекла, и важным его недостатком было то, что на изделии часто оставались острые края стеклянных фрагментов.
Были у него и достоинства – например, нанесение таким способом крошки из цветного стекла на основу из непрозрачного белого или бежевого стекла создавало интересный эффект.
В конце XIX века были разработаны новые методы достижения эффекта «морозного стекла», для которых разогрев стеклянной заготовки уже не требовался. Чаще всего эффект достигался удалением части поверхности, так что обработанная поверхность располагалась ниже уровня первоначальной необработанной поверхности стекла. Например, в самом распространённом случае «морозный» эффект имитировался протравливанием свинцового хрусталя концентрированной кислотой. Это давало менее рельефный и не такой интересный результат, как при горячем методе. Однако, некоторые мастера достигали замечательных успехов при глубоком травлении толстых заготовок.
Другой способ предусматривал нанесение на поверхность сосудов, предварительно матированную травлением или пескоструйной обработкой, крепкого раствора горячего клея. При высыхании и остывании клей сжимался и при этом откалывал кусочки стекла от поверхности, создавая своеобразный эффект. При изготовлении дешёвых изделий эффект «морозного стекла» имитировался в прессформах.
В 1930-х годах подобной имитации также пытались добиться, нанося на поверхность изделия с помощью пульверизатора эмаль, которая затем прокаливалась в печи.
«Морозное стекло» пользовалось успехом и в ювелирном деле – изготовлении женских украшений, а именно брошей. Покрытый дымкой, застилающий яркий цвет камня эффект, делал его более мягким и бархатистым. Расцвет бижутерии из такого стекла был в 50-60-е годы
ХХ века.
Увы, узнать каким из способов создавался этот узор на нашем графине, не представляется возможным, но зато есть возможность увидеть его в нашем музее.
Ирина МОРОЗ, старший научный сотрудник краеведческого музея.