Не допустим трагедии!
Электрические сети свыше 1000 В – зона повышенной опасности. Происшествия вблизи таких линий электропередач, как правило, приводят к тяжёлым последствиям, чаще – к смерти пострадавших. Основными причинами трагедий являются нарушения требований технических нормативных правовых актов при работе в охранных зонах линий электропередач.
11 августа 2020 на пульт управления Шумилинского РЭС поступило сообщение об отключении воздушной линии электропередачи. На место происшествия была направлена бригада ОВБ. При выяснении причин аварийного отключения воздушной линии было установлено, что водитель автомобиля МАN производил выгрузку щебня из полуприцепа. После он начал движение автомобиля с не опущенным кузовом полуприцепа, задел нижний провод с его обрывом. Выйдя из автомобиля, водитель попал под напряжение прикосновения. Бригадой скорой помощи пострадавший был доставлен в больницу.
19 августа в Барановичский РЭС поступил телефонный звонок о том, что водитель автомобиля попал под напряжение. При выяснении причин несчастного случая было установлено, что индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ по договору осуществлял перевозку зерна. После выгрузки он не опустил кузов полуприцепа, продолжил движение в сторону выезда, задев при этом провод воздушной линии. Выйдя из автомобиля, он увидел загоревшееся переднее колесо и решил отогнать его на безопасное расстояние. При прикосновении к ручке двери кабины, мужчина попал под напряжение и был смертельно травмирован электрическим током.
Причинами этих несчастных случаев стало проведение разгрузочных работ в охранной зоне воздушных линий электропередачи без получения соответствующего разрешения, личная неосторожность пострадавших.
Для обеспечения безопасных условий работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи необходимо выполнить следующие мероприятия: произвести инструктажи работающих, в том числе и работающих по договору; обслуживающий персонал должен размещаться в металлических либо в металлизированных кабинах или под тентами передвижных машин и механизмов.
Выполнение работ с применением высокогабаритных машин и механизмов в зонах повышенной опасности должно проводиться по наряду-допуску и быть согласовано с владельцем электрических сетей, в ведении которых находится воздушная линия.
Проезд машин и механизмов под проводами воздушной линии по просёлочным дорогам и вне дорог рекомендуется производить вблизи опор и поперек оси. При этом высота машин не должна превышать 4,5м.
В случае падения провода воздушной линии на машину или соприкосновения машины или механизма с проводом, а также при возникновении между проводом и машиной электрического разряда запрещается какая-либо дальнейшая работа на этом транспортном средстве. При падении провода воздушной линии на машину водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно её остановить. Если при этом можно освободиться от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее. Если такой возможности нет, то он сам по телефону или свидетель происшествия, должны сообщить о случившемся хозяину электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни кто бы то ни было, не должны предпринимать никаких самостоятельных действий.
Если в результате падения провода воздушной линии или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно её покинуть. Но сделать это нужно правильно! Нельзя допустить одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землёй. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину. Удаляться от неё можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах до снятия напряжения или на расстояние 8-10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по пожаротушению машины, при этом необходимо организовать охрану места происшествия.
Помните! Только правильное обращение с электрической энергией гарантирует безопасность жизни людей.
Александр Фёдоров, начальник Кличевской районной энергогазинспекции.