Служение жизни: медицина сквозь призму истории. Продолжение

Служение жизни: медицина сквозь призму истории. Продолжение

Война


После оккупации района в июле 1941 г. фашисты устроили жестокую политику тотального террора против мирного населения. Но ежедневно при бесчеловечном оккупационном режиме медицинские работники по-прежнему спасали жизни, рискуя собой. Первыми жертвами «нового порядка» на Кличевщине стали медработники. Мария Заяц, сестра одного из организаторов партизанского движения Якова Зайца, установила связь с группой воинов Красной Армии, попавших в окружение. Девушка попросила помощи для раненых у медработников районной больницы. Понимая, что рискуют жизнью, они всё лето тайно помогали бойцам, скрывавшимся в лесу за рекой Ольса. Осенью 1941 года в Кличев нагрянул крупный отряд гитлеровских головорезов. По доносу кого-то из предателей палачи схватили не только Марию Заяц, но и её помощниц – медсестёр Ульяну Бай, Анну Храбан и врача Александру Игнатьевну Врублевскую. После продолжительных пыток и издевательств фашисты публично казнили всех на главной площади посёлка. Первые дни, недели, месяцы войны…

Мария Ивановна Заяц

Пожалуй, самый тяжёлый период в жизни страны. Борьбу с опытным и хорошо вооружённым противником пришлось начинать практически с нуля. Первые партизанские формирования, состоявшие из 20-30 человек, в большинстве своём не имели в составе медработников и при острой необходимости искать медиков приходилось в близлежащих населённых пунктах. В лесах скрывались группы красноармейцев, вышедших из окружения и пытавшихся вернуться в армейские части. Среди них было много раненых.
Уже осенью 1942 г. секретарь Кличевского подпольного райкома партии Яков Иванович Заяц отправил письмо в ЦК КП(б)Б с просьбой о помощи:


«Отсутствие в Кличевском районе медицинских работников и, тем более, квалифицированных по ряду специальностей, ставит в исключительно тяжёлое положение заболевающее население и партизан… Для обеспечения квалифицированной медицинской помощью партизанских отрядов и населения района убедительная просьба командировать в наше распоряжение одного врача-хирурга, одновременно дослав хотя бы минимум хирургического инструментария для полостных операций, перевязочного материала, эфира, хлороформа, стерилизатор (небольшой автоклав) и малую утеплённую палатку».

Медсестра Нина Яковлевна Семак вспоминала:

«Тяжело было нам, медицинским работникам: не было перевязочного материала, медикаментов. Пользовались только тем, что добывали в бою, но этого было не достаточно. Приходилось пользоваться простынями, рубашками, занавесками для приготовления перевязочного стерильного материала. Для шин пользовались корой ели, в этом оказывали помощь и мирные жители. Участвовала в боях, а после боя, несмотря на усталость, ухаживала за ранеными. Много тяжёлых дней и бессонных ночей пришлось провести у постелей раненых».


В марте 1943 г. на территорию Кличевской партизанской зоны перебазировался Могилёвский подпольный обком партии. А с августа 1943 г. была введена полковая форма организации партизанских сил. Каждый партизанский полк составлял до 800 человек и состоял из стрелковых батальонов, роты тяжёлого вооружения, сапёрного, хозяйственного взвода и санитарной части.
В санитарной части работало несколько врачей. В каждой роте имелся санинструктор, фельдшер, а иногда и медсестра. При наступательных боевых действиях из числа работников санчасти в зону боёв выдвигался медицинский пункт, который в ходе боя своевременно оказывал необходимую помощь. Общее руководство медицинским обслуживанием партизанского движения в области было возложено на начальника санитарной службы военно-оперативной группы при обкоме партии Николая Павловича Книгу, уроженца Кличевского района, в прошлом организатора группы самообороны д. Колбча.


Личные истории
Список медработников, самоотверженно служивших спасению людей, огромен. И за каждым именем – целая жизнь. Истории романтические, порой смешные, но чаще – трагические.
В санитарную часть 277-го партизанского отряда были зачислены две подруги, бежавшие из Бобруйского концлагеря – Ольга Слука и Александра Ивашкина. Вместе девушки переносили тяготы военной жизни, радовались тому, что сбежали из фашистского плена и могут сражаться с ненавистным врагом, мечтали, как после войны наконец-то примерят лёгкие красивые платья…

Из книги В.И. Бараковского «Партизанскими тропами войны»:


«Зубной врач, которую все звали «Оля-Зубок», была молодой, сильной круглолицей девушкой, очень большой оптимисткой, всегда готовой прийти на помощь маявшимся зубной болью партизанам. Инструментарий у неё был очень небольшой: всё помещалось в коробочке, похожей на готовальню. Никаких бормашин и духу не было. Основное радикальное средство, к которому прибегала Оля, было удаление больного зуба, что делала она мастерски. Шутя, часто приговаривала: «Ох, и попадёте вы в мои объятия, хлопцы». И мне один раз пришлось испытать эти объятия. Когда зубная боль меня измотала, я отправился к Оле. Способ удаления зуба был очень простой. Садишься рядом с Ольгой на скамейку, она обнимает тебя накрепко левой рукой за шею, поворачивает к себе твою голову с открытым ртом и правой рукой выдёргивает зуб. Никакого обезболивания – просто и здорово».


Санинструктор Саша Ивашкина с какой-то особенной ловкостью оказывалась на поле боя именно тогда, когда нужна была её помощь. 13 апреля 1943 года стал последним днём её жизни.

В.И. Бараковский в книге «Партизанскими тропами войны» вспоминал:


«Решено было врасплох захватить сразу все гарнизоны на границе Кличевского и Белыничского районов в районе Усакинских лесов. Операция была проведена быстро и с небольшими потерями. К сожалению, среди погибших была и Саша. Она погибла, как настоящий солдат. Увидев на открытом простреливаемом поле раненого партизана, она быстро подползла к нему и, встав на колени, стала оказывать помощь. Ей кричали с разных сторон: «Саша, ложись!», но она продолжала своё дело, пока пуля не попала ей в голову. Я узнал об этом уже в лагере. Прощание проходило в землянке. Никогда не забуду этого. Она лежала на столе, будто только уснула, в тяжёлых кирзовых сапогах, в гимнастёрке. Сапоги были большие и так не соответствовали её хрупкой девичьей фигуре. Когда она была жива, мы стеснялись оба нашей дружбы и первых чувств, старались, чтобы нас не видели вместе. Когда я вошёл в землянку, где лежала Саша, мне очень захотелось отдать ей последний поцелуй, но не смог этого сделать, чтобы не заплакать… Сашу похоронили на братском партизанском кладбище».

Минута молчания
Медицинские работники – врачи, медсёстры, санитарки – в годы войны совершали ежедневный великий подвиг во имя спасения жизни. Всего в годы Великой Отечественной войны в составе партизанских отрядов и соединений, действовавших в Беларуси, работало 570 врачей и 2095 средних медицинских работников, 305 из них погибли, 63 человека пропали без вести. О ком-то из них имеется довольно много материалов, о ком-то – всего несколько строк. Но все они заслужили, чтобы о них помнили!

Эпилог
Нет на свете работы важнее, чем помогать людям, спасать их здоровье и жизни. Пусть у медиков будет больше нетрудных будней, хороших пациентов, спокойствия и гордости за свой труд. Пусть все они работают под мирным небом, а дома их встречают родные лица.

Лидия Ачинович, руководитель поисковой группы «Ольса» Могилёвского историко-патриотического клуба «ВИККРУ».

Татьяна Новикова, председатель профсоюзного комитета УЗ «Кличевская ЦРБ».

Последние новости

Молодёжь

Всё о безопасности на воде: кличевские спасатели делятся навыками с детьми

8 июля 2025
Читать новость
Общество

Белоруски устроили фотосессию в поле с васильками — в милиции их попросили больше так не делать. Почему?

8 июля 2025
Читать новость
Наши новости

В Кличевском районе наниматель не рассчитал работника после увольнения, вмешалась прокуратура

8 июля 2025
Читать новость
НОВОСТЬ ДНЯ

Александр Лукашенко на празднике “Купалье”: белорусы – нация с древней историей 

8 июля 2025
Читать новость
Общество

Как не потеряться в лесу? Рассказали в Кличевском ОВД

8 июля 2025
Читать новость
Отвечает участковый инспектор милиции

Отвечает участковый инспектор милиции

8 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем