Меня зовут Алексей…
Поисковый полевой сезон завершился. И только неотложные проблемы и вопросы зовут ещё группы поисковиков в зимний лес и поля, на места сражений ушедшей войны или на заболоченные территории, где ждут неупокоенные останки воинов и партизан, погибших за Родину.
Очередная экспедиция поисковой группы «Ольса» была именно такой — предстояло найти падения советского самолёта, сбитого в воздушном бою и упавшего недалеко от Кличева, предположительно летом 1941 года.
Сведения о том, что в районе деревни Поплавы в годы войны упал сбитый в военную пору самолёт, были известны и ранее. Старожилы рассказывали, что от падающего самолёта отделились два парашюта, и один из лётчиков попал прямо в руки местных полицейских. Его расстреляли, сняв предварительно одежду. Местные жители похоронили совсем молоденького воина рядом с дорогой недалеко от Поплав, и с тех пор это место стали называть «Поляна солдатика». После войны здесь был установлен деревянный крест, а потом время стёрло и его, осталась только память.
Первая экспедиция группы состоялась ещё ранней осенью, и местный проводник указал примерное место захоронения лётчика. Удалось локализовать район поиска и оформить необходимые документы для проведения будущих раскопок для 52-го специализированного батальона Министерства обороны РБ, который занимается подъёмом останков погибших. Не менее важным остаётся поиск места падения самолёта для того, чтобы по номерным фрагментам установить состав экипажа, полётное задание и имена погибших. Это оказалось непростой задачей. С каждым шагом понимаешь, насколько упущено время. Ушли из жизни те, кто будучи детьми были свидетелями страшных военных событий. Неузнаваемо изменилась местность.
Опытные поисковики утверждают, что очень редко удаётся найти нужные объекты с первой экспедиции, особенно в лесоболотной местности. Поля и лесные дороги зарастают, быстро поднимается новый лес, кустарник захватывает всё новые площади. Для успешных поисков нужна хорошая техника, точные мощные приборы, металлоискатели с большой глубиной обнаружения, определённые знания о боях на территории региона в разные годы войны, о технических характеристиках боевых самолётов и моторов, их конструкторских особенностях.
Работа по установлению судеб экипажей самолётов, сбитых, потерпевших аварии и катастрофы в годы Великой Отечественной войны на оккупированной врагом территории, – особое направление в поисковой работе, называемое авиапоиск. Это, пожалуй, один из самых трудных видов поисковой деятельности. Ведь если раскопки, которые ведутся в местах крупных оборонительных или наступательных сражений войск Красной Армии с врагом, подтверждены доступными штабными документами и локализованы на конкретной местности, то с авиапоиском всё намного сложнее. На территории Беларуси авиапоиском занимаются поисковые группы практически всех регионов. Профессионально подходят к этому специализированные группы «Авиапоиск-Борисов»
(В. Балашов), «Авиапоиск-Брест» (В. Бухта), гродненская группа военной истории «Рубон»
(Д. Киенко, Д. Бриштен), в нашем могилёвском поисковом клубе ВИККРУ также работают опытные исследователи истории военной авиации.
Путь поисковой группы начинается почти вслепую и идёт в большинстве случаев по маршруту свидетеля-проводника. Всё осложняется ещё и тем, что разные свидетели излагают разные версии событий, порой даже взаимоисключающие, по воспоминаниям уже ушедших из жизни родственников или односельчан. С такой ситуацией мы столкнулись при поисках экипажа самолёта, упавшего в районе деревни Орлино, и поиск пока приостановился до следующего полевого сезона.
Исследования не терпят спешки, поверхностных выводов и решений. Именно поэтому некоторые проекты, начатые ещё 5-10 лет назад, не могут быть пока завершены многими поисковыми группами и растягиваются на годы. Так произошло и с проектом по увековечению памяти лётчиков 4-го штурмового авиаполка, погибших и пропавших без вести в Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
В 1941-м полк базировался на Быховском аэродроме. Накануне войны он первым в Красной Армии получил на вооружение ставший впоследствии легендарным штурмовик Ил-2. В конце июня
1941 года лётчики полка штурмовали переправы на Березине в Бобруйске, Бобруйский аэродром, колонны врага на Днепровском рубеже. 29 июня 1941 г. один из подбитых над бобруйской переправой ИЛ-2 «дотянул» до гончанского хутора Гуры. Несмотря на усилия местных жителей, раненый лётчик к утру умер. Имя погибшего лётчика Николая Грицевича и адрес его родственников стали известны благодаря жительнице посёлка Гончанский Татьяне Бураковской, потратившей на эти поиски не один год.
Истории 4-го штурмового (7-го гвардейского) авиаполка и судьбам многих погибших лётчиков уже в наше время посвятила свою подвижническую деятельность белоруска, поисковик Елена Ивановна Шутова, которая проживает в подмосковной Балашихе. Более шести лет Елена занималась историей полка и его героев и вместе с потомками авиаторов собирала сведения о лётчиках и средства на создание и установку памятного знака погибшим. Благодаря ей и многим неравнодушным людям 22 ноября 2024 года в городе Быхове этот знак с именами погибших авиаторов был открыт. За годы поиска вместе с коллегами Елена Ивановна смогла отыскать потомков более тридцати авиаторов, в том числе 12 из 46-ти лётчиков, чьи имена выгравированы на памятном знаке в Быхове. И эта работа продолжается по сей день. Елена Шутова постепенно расширяет географию своих поисков, задействуя все возможные ресурсы, чтобы восстановить разорванную за десятилетия нить священной памяти. Средства на памятник лётчикам собирали «всем миром» те, кто понимает, что потеря исторической памяти – это самое страшное, что может произойти с народом.
Только вот так, действуя «всем миром», можно рассчитывать на успех в трудном поисковом деле. Поисковая группа «Ольса» выражает благодарность за понимание и помощь в организации и проведении экспедиций Александру Степановичу Кривоносу, председателю Потокского сельисполкома, Наталье Владимировне Грешиловой, председателю Кличевского районного Совета депутатов, Владимиру Анатольевичу Косенкову, директору Кличевского лесхоза, оказывающим помощь «Ольсе»!
Зимняя экспедиция, хотя и немного, но приблизила нас к тайне гибели экипажа ещё одного самолёта, защищавшего наше небо.
Старожилы деревни Поплавы вспоминали, что перед расстрелом лётчик крикнул: «Меня зовут Алексей! Я – родом из Сибири!». Как будто в тот роковой час надеялся, что его не забудут, что его обязательно найдут…
Лидия Ачинович, руководитель поисковой группы «Ольса».
Фото поисковой группы «Ольса» и Быховской районной газеты.