Дорогами творчества
1 октября – все учителя школ и педагогические работники детских садов отмечают свой профессиональные праздник – День учителя. За воспитание и развитие наших детей мы должны быть благодарны ещё и педагогам дополнительного образования, которые помогают развивать самые творческие стороны наших детей. Преподаватели ГУО «Детская школа искусств» рассказали о своей непростой, но увлекательной профессии.
Учитель по классу фортепиано Ирина ГАБРУСЬ:
– С выбором профессии помогли самые близкие люди. Особенно во всех начинаниях меня поддерживал папа, который всегда видел меня музыкантом. Мои родители – педагоги, поэтому я решила совместить, как говорится, приятное с полезным. И вот уже 39 лет работаю учителем по классу фортепиано в детской школе искусств г. Кличева. Этот музыкальный инструмент был выбран не случайно. Всегда нравились произведения Моцарта, Бетховена, Гайдна, а игра на фортепиано просто завораживала. Очень нравится творчество и современных белорусских композиторов, таких, как Евгений Глебов. Любовь к музыке стараюсь прививать и своим ученикам. Бывает, что ребёнок очень хочет играть на музыкальном инструменте, но не обладает нужными данными. Но ведь главное – это желание. Многие считают, что если человек не наделён с рождения музыкальным слухом, то у него ничего не получится. На самом деле при большом желании музыкальный слух можно развить. Бывают и такие случаи, когда родители хотят, чтобы их ребёнок научился играть на пианино, а ребёнку это неинтересно. В таких ситуациях важно поговорить о проблеме с родителями и показать незаинтересованному ученику, что уроки игры на фортепиано могут быть весьма увлекательны. Если кому-то требуется больше времени на обучение, мы занимаемся дополнительно в индивидуальном порядке. Обучая детей, всегда пользуюсь методом «пряника». Считаю, что педагог не должен быть жёстким со своими учениками. Требовательным в каких-то моментах – да, но не жёстким. Чем хуже ты относишься к учащимся, тем меньше они заинтересованы в обучении. А должно быть наоборот. Музыка должна ассоциироваться с любовью и чем-то приятным. Поэтому всегда поощряю своих учеников, даже за самые маленькие победы. И вместе мы достигаем успехов. Например, моя ученица Дарья СИТНИК была награждена дипломом I степени за участие в республиканском творческом конкурсе «Поспех», а Виктория КРЕЛЬ стала лауреатом II степени международного фестиваля-конкурса «Призвание». И это далеко не все наши победы. Пианино в каком-то роде схоже с машиной. Даже если мы знаем правила вождения, сев за руль чужого автомобиля потребуется время, чтобы приспособиться. Так и с фортепиано. Перед каждым выступлением конкурсанту даётся время, чтобы привыкнуть к «неродному» инструменту. Большую часть репертуара моих учеников составляет классическая музыка, потому что классика – это то, что будет жить вечно. Но и про современные произведения не забываем. Начинаем обучение с самого простого – ознакомления с инструментом. Далее переходим к изучению нот. Для музыкантов ноты – это персональный язык, который требуется знать в совершенстве. Затем мы учимся играть простые произведения, постепенно переходя к более сложным. Многие мои выпускники связывают свою жизнь с музыкой, а некоторые даже возвращаются в школу искусств уже педагогами. Например, Инна ЮРКОВЕЦ и Светлана ЧЕРНЯК – бывшие ученики и нынешние педагоги нашего учреждения образования. Можно сказать, что мы сами растим себе кадры.
Учитель по направлению деятельности «Народное творчество» Наталья КОКТЫШ:
– Связать жизнь с творчеством мне было предначертано ещё с детства. Все мои родные – творческие люди, поэтому с малых лет наш дом был наполнен танцами и песнями. И я пошла по их стопам. Меня с юности привлекало народное пение. Поэтому без колебаний поступила в Белорусский государственный университет культуры и искусств и утроилась на работу в родную школу искусств. Самое сложное лично для меня – совмещать семью и творчество, потому что творчество – это то, чем нужно жить. Дома я любящая жена и мама, а на работе – строгий и требовательный учитель. Правда, в последнее время мои бывшие ученики и нынешние коллеги говорят, что я ослабила хватку. Я, конечно, очень люблю детей, жалею их и поддерживаю, если что-то не получается, но в нашей профессии без требовательности никак, иначе они просто обленятся и «сядут на шею». Детям 4 – 5 лет допускается совершать ошибки или делать что-то не так из-за возраста, но к ребятам постарше и требования, соответственно, повыше. Зато результат, как говорится, на лицо. Образцовый фольклорный ансамбль «Купалочка» занял первое место в
IV фестивале-конкурсе искусств «Золотая мечта», стал лауреатом III степени II Международного фестиваля-конкурса «Славянский хоровод» и лауреатом III степени VII республиканского фестиваля-конкурса «Берагiня». Заслуги наших учеников можно перечислять бесконечно. «Купалочка» – такое название ансамблю было выбрано не случайно. Как и праздник Ивана Купалы, «Купалочка» не обходится без самых различных обрядов, песен и танцев. Когда наш ансамбль только начинал существование, в нём было всего 12 человек. Сейчас в составе более 50 учащихся, каждый из которых особенный по-своему. Я рассказываю детям о различных обрядах и традициях, занимаюсь с ними вокалом. А с постановкой танцев помогают наши учителя хореографии – Жанна МОИСЕЕНКО и Валерия ВЕРУСЬ. Считаю, что без помощи педагогов о полноценном обучении не может идти речи. Многие думают, что интернет-уроки по пению и танцам могут заменить занятия «вживую», но это в корне неверно. Учитель прорабатывает всё индивидуально, делая акцент на особенности каждого учащегося. Да и мы, учителя старой закалки, стараемся идти в ногу со временем. Например, в юности мне нравился Владимир Пресняков, а сейчас я наравне с молодёжью слушаю песни «Anna Asti» и Полины Гагариной. Больше всего мне нравится работать с маленькими детьми. Они такие энергичные и активные, всё «считывают» с учителя и повторяют, стараются, чтобы их похвалили. Благодаря творческим занятиям малыши с ранних лет начинают лучше говорить, у них развивается моторика тела, им проще коммуницировать со сверстниками и, что немаловажно. А ещё им прививается любовь к искусству. Уверена, что творческая сфера – одна из важнейших в любой стране. Побытовые танцы, народные песни и обряды – всё это наше, белорусское. А чтить традиции государства должен каждый его гражданин!
Текст: Яна ПОПРУГА.