Ответственность за регистрацию в интернет-ресурсах, признанных экстремистскими и распространение экстремистских материалов в сети интернет
Соблюдение требований законодательства о массовых мероприятиях (иные материалы, относящиеся к противодействию экстремистской деятельности и протестной активности граждан). Профилактика деструктивного поведения граждан.
Уважаемые присутствующие без всяких сомнений тема сегодняшнего выступления весьма актуальна, учитывая общественно-политическую ситуацию, сложившуюся в настоящее время, как в нашей республике, так и в странах ближнего зарубежья в свете определенных событий. В начале своего выступления, прежде чем приступить к освещению основного вопроса, считаю необходимым затронуть некоторые наиболее актуальные вопросы противодействия экстремизму, профилактике деструктивного поведения граждан, поскольку данное явление тесно связано с темой сегодняшнего выступления и является одним из наиболее опасных в мировом сообществе, представляя угрозу для всего общества в целом, вследствие совершения преступлений, а также разрушения общепризнанных норм морали, права и человеческих ценностей, представляющее собой некий своеобразный способ разрешения социальных противоречий, сложившихся в тех или иных областях общественной жизни.
15 мая 2021 года официально опубликована новая редакция Закона «О противодействии экстремизму» (Закон № 203-З), вступившего в силу 16.06.2021.
Данным Законом определено понятие экстремизма (экстремистской деятельности).
Экстремизм (экстремистская деятельность) – деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане) либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных или международных организаций или их представительств (далее, если не указано иное, – организации), формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность путем:
– насильственного изменения конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь;
– захвата или удержания государственной власти неконституционным путем;
– создания экстремистского формирования либо участия в экстремистском формировании;
– содействия осуществлению экстремистской деятельности, прохождения обучения или иной подготовки для участия в такой деятельности;
– распространения в этих целях заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Республики Беларусь, правовом положении граждан в Республике Беларусь, дискредитирующих Республику Беларусь;
– оскорбления в этих целях представителя власти в связи с исполнением им служебных обязанностей, дискредитации органов государственной власти и управления;
– создания в этих целях незаконного вооруженного формирования;
– осуществления террористической деятельности;
– разжигания расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, в том числе совершения в указанных целях противоправных деяний против общественного порядка и общественной нравственности, порядка управления, жизни и здоровья, личной свободы, чести и достоинства личности, имущества;
– организации и осуществления массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды, вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
– совершения в этих целях незаконных действий в отношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
– пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
– распространения экстремистских материалов, а равно изготовления, издания, хранения или перевозки таких материалов в целях распространения;
– реабилитации нацизма, пропаганды или публичного демонстрирования, изготовления, распространения нацистской символики и атрибутики, а равно хранения или приобретения такой символики или атрибутики в целях распространения;
– воспрепятствования законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму, комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц этих органов, комиссий, совершенного с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применения насилия либо угрозы насилием в отношении близких указанных должностных лиц в целях воспрепятствования их законной деятельности или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за исполнение ими служебных обязанностей;
– финансирования экстремистской деятельности;
– публичных призывов к организации или проведению в этих целях незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования с нарушением установленного порядка их организации или проведения, либо вовлечения лиц в участие в таких массовых мероприятиях путем насилия, угрозы применения насилия, обмана или выплаты вознаграждения, либо иной организации или проведения таких массовых мероприятий, если их проведение повлекло по неосторожности гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере;
Существует понятие экстремистских материалов – это символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда.
Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь.
Следует отметить, что за распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, предусмотрена административная ответственность согласно ст.19.11 КоАП Республики Беларусь.
Остановимся на ч.2 данной статьи, поскольку наибольшее количество правонарушений, связанных с вышеуказанными действиями и совершаемыми в настоящее время, характеризуются квалифицированными признаками, предусмотренными данной частью ст.19.11 КоАП.
Справочно: распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции.
Как правило, по указанной статье привлекаются за распространение в глобальной компьютерной сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях, мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) информации с телеграмм-каналов (чатов) и иных источников, признанных экстремистскими (NEXTA, Беларусь головного мозга, Мая Краина Беларусь и др., полный перечень которых определен Министерством информации Республики Беларусь), либо хранящие указанную информацию с целью её распространения.
За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет от пятидесяти до ста базовых величин и от ста до пятисот базовых величин соответственно.
Следует отметить, что гражданам, которые из банального интереса или любопытства читают запрещенные каналы, признанные экстремистскими материалами, уголовная либо административная ответственность не грозит.
Вместе с тем, следует знать, что подписка – это элемент популяризации, распространения экстремистской информации, т.е. хранение в открытом доступе в сети Интернет (на личных страницах в социальных сетях либо мессенджерах «Вайбер», «Телеграмм» и т.д.) ссылок на телеграмм-каналы (чаты), включенные в республиканский список экстремистских материалов, расценивается как хранение с целью распространения, что предусматривает административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.19.11 КоАП.
Кроме того, различная пропаганда – «слив» данных, репосты, комментарии, оказание поддержки в популяризации канала, финансирование – это влечет в настоящее время административную ответственность.
Деанонимизировать правоохранители на сегодня могут практически любого, современные компьютерные программы позволяют это сделать, контролируются и проверяются, в том числе, и различные домовые чаты.
Озвучу некоторые статистические данные в разрезе прошлого года и за семь месяцев текущего года.
Состав указанного административного правонарушения будет и в том случае, когда гражданин, передает какую-либо информацию для размещения ее на экстремистском канале, поскольку в этой ситуации он фактически участвует в изготовлении экстремистской продукции, так как вся информация, размещенная на канале, признанном экстремистским, также является экстремистской.
Продолжая тему административной ответственности, следует остановить ещё на одном составе административного правонарушения, связанного с сегодняшней тематикой.
Ст.19.10 КоАП Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за пропаганду или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики.
Как правило, выражается в публичной демонстрации в сети Интернет нацистской символики или атрибутики, либо нанесении татуировок с нацистской свастикой на открытые участки тела с той же целью (публичная демонстрация окружающим).
За совершение указанных действий Законом предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до десяти базовых величин, общественных работ, административного ареста. А если указанные действия совершены индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, то размер налагаемого штрафа составляет до пятидесяти базовых величин и до двухсот базовых величин соответственно.
Предусмотрена ответственность за повторность данного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания. Влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, общественных работ, административного ареста. В отношении индивидуального предпринимателя или юридическим лица, размер налагаемого штрафа составляет от двадцати до пятидесяти базовых величин и от пятидесяти до двухсот базовых величин соответственно.
Возвраща