Праздничные богослужения в Благовещенском храме г. Кличева

Праздничные богослужения в Благовещенском храме г. Кличева

Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост. Этот пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.

Успенский пост считается осенним, и, действительно, он открывает врата нового времени года, и завершает церковный год: 14 сентября (по новому стилю) – церковное новолетие.

Успенский пост – единственный, посвящённый Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как Великий пост.

14 августа – Медовый Спас

Главный праздник этого дня – Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен ещё в 9-ом веке в Константинополе «по причине болезней, весьма часто бывавшим в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Его (Крест) потом для поклонения».

В этот день в храмах происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту. После Божественной Литургии происходит малое водосвятие.

На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мёд нового сбора и овощи. Благочестивая традиция есть у пасечников в этот день – раздать по кусочку соты с мёдом детям и нищим. В этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с мёдом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли её как лекарство от хворей).

Существует ещё одно название праздника 14 августа – Маковей, в народе – Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев – мучеников Маккавеев с их матерью Соломией.

Праздничные богослужения в Благовещенском храме г. Кличева:

13 августа – Бдение Празднику. Вынос Креста – 17.00

14 августа – Литургия,
Молебен – 9.00

19 августа – Преображение Господне

Тропарь Праздника, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху,/да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Праздник Преображения
Господня называют также Второй или Яблочный Спас.

Это двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (по новому стилю). Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав церковный разрешает в этот праздник вкушать пишу с рыбой. В этот день верующие приносят в храм яблоки, виноград, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

Праздник установлен в воспоминание Преображения Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками: Петром,
Иаковом и Иоанном. Преображение означает «превращение в другой вид», «изменение формы». Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, произошедшее незадолго до Христова Воскресения. О Преображении Господнем написали три Евангелиста: Матфей, Лука и Марк. Незадолго до крестных страданий Господь стал говорить ученикам о предстоящих событиях: «Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Евангелие от Матфея).

Господь также обещал, что ученики увидят Его Славу прежде, чем наступит время Его страданий.

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, возшел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели Славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Пётр Иисусу: Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюб­ленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Евангелие от Луки).

Преображение Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, есть явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но праздник этот по многовековой традиции относится к числу неподвижных, независящих от даты Пасхи.

Праздничные службы:

18 августа – Бдение Празднику – 17.00

19 августа –  Литургия, Молебен – 9.00

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

Тропарь Праздника, глас 1

В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу, Мати сущи Живота/ и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Название «Успение» – отражает христианское отношение к смерти. Смерть – не конец нашего существования: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего Воскресения снова вернуться к жизни.

Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника в том, что нет больше смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставила мира: «В ртве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…» – напоминает церковное песнопение.

По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя Она не нуждалась в очищении души и исправлении – вся Её жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и, подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться Её чистоте, и восхваляя Её.

В Церкви особо подчёркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божьей победить определённый свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Её Сын. Особенно Она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания, и много проповедовала благую весть Воскресения Христова.

И вот в конце одной такой молитвы предстал пред Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Её земной жизни, и Бог возьмёт Её в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Настал час, когда Матерь Божия должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окружё нная любившими Её людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошёл Сам Господь Иисус Христос, окружённый Ангелами и душами ветхозаветных праведников.

Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном из своих песнопений воспевает: «Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо».

Для верующих обязательно в этот день посещение церкви. Затем принято отмечать окончание поста помощью нуждающимся, совершать благотворительные дела. Милосердие Богородицы распространяется в этот день на всех.

Праздник Успения Богородицы в народе называют «малой Пасхой». Как Христос в третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Христос воззвал Её от смерти к вечной жизни, и в третий день апостолы убедились, что Она не просто жива: теперь Она пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу.

На примере Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним и старается следовать Его заповедям.

В Благовещенском храме
г. Кличева состоятся Праздничные службы:

27 августа – Бдение Празднику – 17.00

28 августа – Литургия, Молебен – 9.00

Последние новости

Актуально

Головченко передал Лукашенко первую золотую монету из белорусского сырья

12 августа 2025
Читать новость
К сведению граждан

Кличевский РОЧС напоминает о правилах поведения при пожаре

12 августа 2025
Читать новость
Актуально

Кличевский детский сад присоединился к акции “В школу – с радостью”

12 августа 2025
Читать новость
Духовное

Праздничные богослужения в Благовещенском храме г. Кличева

12 августа 2025
Читать новость
Актуально

Уборочная Кличевщины в цифрах: половина зерновых уже убрана!

12 августа 2025
Читать новость
Земляки

Кличев пополняется молодыми талантами

12 августа 2025
Читать новость