“Колокола – голос церкви”. Матушка-звонарь о восьми поколениях священнослужителей и своем призвании

“Колокола – голос церкви”. Матушка-звонарь о восьми поколениях священнослужителей и своем призвании

Матушку Ирину Андрееву из Кличева знают во всем районе не только как воцерковленного и глубоко верующего человека, но и как женщину удивительной силы воли и стойкости. Нет ничего, что ей было бы не под силу. Характер закалился с детства: ранняя смерть матери, многодетная семья, отец-священник в советское время гонений на церковь. Она пережила многое, чтобы через свои мудрость, терпение и веру дарить людям добро и надежду. О своем жизненном пути она рассказала корреспонденту БЕЛТА.

Рано утром, еще до начала службы, матушка Ирина уже встречает гостей у церковных ворот. С первого взгляда я даже не поняла, что это моя героиня: шаблонное представление о том, как должна выглядеть жена священника, было окончательно сломано. Передо мной стояла элегантная и стильно одетая женщина в модном берете с вуалеткой. Мое смущение заметила прихожанка, наверняка наслышанная о приезде корреспондента из Могилева. Она замедлила шаг, поздоровалась и мастерски разрядила обстановку: “Наша матушка – настоящая модель, где только такие красивые наряды берет – всегда удивляемся”. Мы обменялись улыбками и поторопились в церковь – вот-вот начнется утренняя служба, о которой местным жителям традиционно возвещает колокольный звон.

Поднимаюсь за матушкой на колокольню – и тишину свежего осеннего утра разрезает глубокий и радостный звук. Матушка мастерски управляет этим медным перезвоном и даже сама с первым ударом колокола меняется в лице – становится более возвышенной и одухотворенной. Позже она расскажет, что желание освоить звонарское мастерство у нее с детства, хотя и не заканчивала музыкальной школы или специализированных курсов. По специальности она педагог начальных классов, и это лишь один факт из ее увлекательной биографии.

Матушка Ирина родилась в Витебской области в семье священнослужителя. Жизнь была не из легких: отец один воспитывал шестерых детей. После смерти жены не отдал их родственникам, которые хотели забрать братьев и сестер в свои семьи. Сказал: бедно или богато, но вместе, а то вырастут и не будут знать друг друга. Дети были дружными, вместе учились и помогали по хозяйству. Все обязанности были распределены: одни отвечали за стирку, другие за уборку, третьи за готовку. “Встанет отец летом часа в 4 утра, наберет в лесу грибов, принесет домой и говорит: к обеду что-нибудь приготовите, – вспоминает матушка Ирина. – Только теперь понимаю, как ему было сложно”.

Да и советский период был не самым благоприятным: время гонений на веру, поэтому отец детям мало что рассказывал, а многое и вовсе скрывал. “Папу предупредили, чтобы детей в церковь не водил, иначе нас заберут в детский приют, – вспоминает матушка. – Помню, что на большие церковные праздники записывали всех, кто пришел с детьми – нельзя было. Но я все равно тайком бегала в храм, чтобы увидеть, как звонят в колокола. А вот к папе ночью часто приходили партийные крестить детей и внуков. Чтобы не портить нам жизнь, он даже заставил вступить в комсомол и лично привел нас в партию. Говорит: устав я у них проверил. И нас не стали переспрашивать, сразу приняли – настолько уважали отца”.

Матушка Ирина рассуждает, что отец не мог поступить по-другому – понимал, что без этого детям не будет ни дальнейшей учебы, ни работы. Относился философски и часто говорил, что придет время, и все станет на свои места. Кстати, несмотря на гонения и запреты, в семье матушки все шли по стезе служения Богу. Ее дети будут уже восьмым поколением священнослужителей: сын – дьякон в Бобруйске, а дочь – жена священника, живет в Гомельской области. Племянники тоже не отступили от семейного дела: у одной из сестер матушки Ирины все 8 сыновей рукоположены. Дядя матушки Ирины в годы войны был священником в партизанском отряде. За то, что он дал сигнал нашим, каратели забили его до смерти прямо на ступеньках церкви.

Матушка Ирина уверена, что и для нее другого пути уготовано не было, кроме как служение Богу. Хотя стать звонарем она не готовилась. “В детстве папа “сдал” меня на баян, я научилась играть “Полюшко-поле”, за что получила три балла и больше туда не пошла, – вспоминает она. – Музыкой заниматься не стала, хотя папа был очень музыкальным, а пошла в спортивную школу – я мастер спорта по гандболу. По сути, звонарному искусству я училась у других звонарей, а также прилагала усердие сама. Уверена, что когда человеку что-то интересно, он всегда это освоит с Божьей помощью”.

По словам матушки, колокола – это не работа и не призвание, а послушание. “Колокол – язык церкви, а колокольный звон – разговор с Богом: через него рассказываешь свои горести, радости и просьбы, чтобы на нашу землю было послано больше добра, – говорит матушка. – В каждой церкви, где есть колокола, есть и свой голос. Через колокольный звон мы становимся ближе к Всевышнему. Приходишь в церковь замученным, со своими насущными, повседневными проблемами, поднимешься на колокольню и обо всем забудешь – мирское уходит”.

По ее словам, звонить в колокола несложно, главное – попросить помощи у Бога и самому постараться. “Господь многотерпелив и многомилостив: когда Ему молишься, обязательно пошлет все, чего хочешь, – говорит она. – Для меня колокола – это состояние души: пришла, помолилась, позвонила, пообщалась с Богом, попросила добра людям. Перед церковной службой звон идет как возвещение, чтобы прихожане торопились к Богу. В Великий пост звоны у нас постные, то есть более медленные, печальные и задумчивые, а в праздник – веселые и мелодичные. Пасхальный звон и вовсе самый быстрый и радостный. Колокола – тоже живая душа, через которую показываешь Богу свою душу. Мелодии не заучиваю, каждый звон зависит от того, что на душе лежит”.

Матушка рассказала реальную историю, которая произошла на приходе в Лепеле, где она также была звонарем. У одной из ее певчих болел внук, и что бы врачи ни делали, ничего не помогало. У ребенка гноились уши. Знакомая дождалась пасхальной службы, закутала малыша в одеяло и принесла в церковь, ведь когда-то сама слышала, что колокольный звон исцеляет. Ребенок крепко проспал всю службу, хотя обычно часто просыпался и плакал от боли. А на следующий день был полностью здоров, ушки его больше не беспокоили. “Это исцеление даже записано в чудеса православия”, – говорит матушка.

Она также рассказала, что сегодня звонарь уже не сугубо мужская профессия, женщины активно проявляют к ней интерес. “Наверное, женская душа тоньше и более чувствительна к Богу. Мне кажется, женщине даже проще звонить, хотя звонари-мужчины – настоящая сила. А вообще колокольный звон – это утешение, покой, понимание, что все будет хорошо, и утверждение в вере”, – отметила она.

Кстати, колокола в храме Благовещения Пресвятой Богородицы появились не сразу, как и сама церковь: она была построена при матушке и ее супруге отце Сергие. Долгое время в Кличеве не было храма, да и сейчас он один на весь районный центр. Раньше прихожане ездили молиться даже в Березино и Осиповичи. Историки писали, что в этих местах последний храм был уничтожен в 1938 году, и только в 1996-м здесь построили небольшую деревянную церковь. Спустя 8 лет случился пожар, и этой обители тоже не стало. И только благодаря усилиям отца и матушки Андреевых в 2011 году прихожане обрели новый храм. Местные жители отмечают, что никто из них не верил, что церковь все-таки будет построена.

С появлением храма в Кличеве началось и духовное возрождение. Помолиться сюда приезжают не только жители района, но также верующие из Минска, Лепеля и Витебска. А в воскресную школу родители возят детей даже из Могилева, почти за 100 км отсюда. Кстати, первую церковь супруги построили в Лепеле, а в Верхнедвинске сделали реконструкцию храма. Говорят, с Божьей помощью все по плечу.

Супруги Андреевы вместе уже почти 40 лет. “Батюшка, я тебе еще не сильно надоела?” – ласково шутит матушка Ирина и рассказывает историю их знакомства. – Без мамы было очень сложно, и я стала молиться Параскевушке, покровительнице всех женщин, чтобы она послала мне хорошего мужа – так и получилось. А вот батюшка слабо молился, поэтому ему досталась я”.

Шутки шутками, но матушка Ирина и батюшка Сергий – очень понимающая и гармоничная пара, хотя супруги совершенно разные по характеру: она – твердая и волевая, а он – чересчур мягкий и добрый. “В народе говорят, что матушка – это дорожный посох батюшки, на который он опирается, – говорит супруг. – Как в фильме “Поп” с Сергеем Маковецким: батюшка единичка, матушка – нолик, а вместе они уже десяточка. Поэтому в семье всегда важны единство и взаимоуважение”.

И супруги вместе идут по жизни, куда бы их она ни забросила, в молодости они даже жили в Санкт-Петербурге. “Это были лихие 90-е, сложное время: дети маленькие, кругом дефицит, а еще бандитизм и терроризм, – вспоминает матушка Ирина. – Однажды стояли в очереди за молоком с детьми – один в коляске, другой на руках. И тут подъезжает машина и из нее бросают в толпу взрывное устройство, чудом остались живы. Тогда я и сказала батюшке, что надо уезжать и спасать детей. Так мы переехали в Беларусь. Думали временно, но, как выяснилось, ничего временного не бывает. Теперь от Питера остались воспоминания и большая любовь к изысканным шляпкам, до сих пор их ношу”.

Супруги всю жизнь посвятили служению церкви. За это время матушка освоила много послушаний: просфорница, руководитель хора, звонарь, псаломщица. Кроме того, она секретарь и личный водитель батюшки с безаварийным стажем вождения более 20 лет. А теперь еще и счастливая бабушка восьми внуков. “И чтец, и жнец, и на дуде игрец”, – шутит супруг.

Сегодня прихожане благодарны за то, что у них есть возможность прийти и помолиться. “Наверное, у каждого есть своя дорога к Богу, и хочется, чтобы наши кличевляне обретали ее через храм, – говорит местная жительница Елена Ярошко. – Он строился силами всех людей, и мы очень благодарны, что он все-таки появился. Это светлое и святое место, где человек может обрести Божье благословение на добрые дела. Сегодня, когда мир ускоряется и меняется, все наши христианские ценности должны стать духовно-нравственным ориентиром для обретения себя и поиска путей в будущее. Люди должны ходить в храм и верить. У нас уникальная матушка, которая колокольным звоном не только призывает к молитве, но также вдохновляет и лечит душу”.

Александр и Лариса Рудницкие живут в Кличеве с 1995 года. В храм пришли уже в зрелом возрасте и даже недавно венчались. Говорят, вначале к вере привело горе, а потом появилось желание возвращаться в церковь снова и снова – получили здесь духовное спокойствие. “Наши матушка и батюшка – необыкновенные люди, ведь они не только несут службу в храме, но и всегда помогают прихожанам, – делятся супруги. – Мы получаем от них большую духовную и нравственную поддержку, и за это им очень благодарны. Уверены, что сегодня надо и молодежь приобщать к вере – буквально брать за руку и вести в церковь и в радости, и в горе. Такое воспитание важно и нужно. После посещения храма на душе становится спокойно, и человек начинает по-другому мыслить”.

Юлия ЕВМЕНЬКОВА,

фото автора,

БЕЛТА.

Последние новости

Актуально

В Беларуси внесли изменения в правила оказания услуг специальной связи

19 июня 2025
Читать новость
Общественное обсуждение

Минтранс предлагает запретить пересекать Ж/Д пути в наушниках и на самокате. Какие ещё новвоведение предполагает закон?

19 июня 2025
Читать новость
Профсоюзы

Профсоюзные общественные приемные работают сегодня в каждом областном центре

19 июня 2025
Читать новость
ОБРАЗОВАНИЕ

Министр образования сказал, что родители имеют право покупать школьную форму где угодно

19 июня 2025
Читать новость
Наши новости

Завершились соревнования за достижение лучших показателей в развитии агропромышленного комплекса. Среди победителей – наши земляки.

18 июня 2025
Читать новость
Безопасность

Осторожно, телефонные мошенники!

18 июня 2025
Читать новость

Рекомендуем